Отношение людей к протестным действиям нередко связано с тем, есть ли среди их знакомых, друзей те, кто настроен на участие в такого рода акциях. Как показал последний опрос ФОМа, более половины респондентов (54%) полагают, что никто в их окружении не готов участвовать в акциях протеста (чаще других так говорили люди старшего возраста, а также граждане с высоким уровнем дохода и жители Москвы – 61-64%). Примерно четверть опрошенных заявляют об обратном, причем у 19% таких людей в их окружении немного, а у 8% – много. Еще 19% участников опроса с ответом затруднились.
Респондентов попросили пояснить, какие события, причины могут побудить их знакомых, друзей участвовать в акциях протеста (был задан открытый вопрос). По мнению 18% опрошенных, стимулом к такого рода действиям могут стать сокращения, увольнения, безработица в целом («безработица, сокращение на работе»; «если закроют завод»; «если много людей лишатся работы»; «массовые сокращения»; «повальное сокращение»). Еще 14% говорят в этом контексте о снижении, задержке, прекращении выплаты зарплаты, пенсии («если будут задерживать пенсию»; «если на Новый год не дадут зарплаты»; «если не выдадут в срок зарплаты, пенсии»; «если перестанут платить зарплату»), по 12% - о повышении цен («невозможность жить с такими ценами»; «повышение тарифов на оплату жилья и резкое повышение цен на все»; «повышение цен на продукты питания»; «подъем цен на бензин») и материальных трудностях, общем снижении уровня жизни, даже голоде («если в стране начнется голод»; «если уж совсем травку есть придется»; «беднота, нищета»; «безденежье»; «денег не будет хватать на самое необходимое»). Гораздо реже участники опроса называли такие побудительные причины участия своих знакомых, друзей в акциях протеста, как недовольство местными властями, властью в целом; плохая социальная политика, ликвидация льгот; беспорядок в стране, произвол, беззаконие, несправедливость и др. (по 1-2% в каждой группе ответов).
Утверждают, что за прошедший месяц в их городе или селе протестные выступления не происходили, две трети россиян (67%). Подобные акции в их населенном пункте были, сказали 9% опрошенных (с минувшего лета данный показатель практически не изменился). Чаще других об этом говорили жители Москвы, мегаполисов и других крупных городов (18-22%%), а также респонденты с высшим образованием (16%). Четверть опрошенных (24%) с ответом затруднились.
Две трети из числа тех, кто заявил о произошедших там, где они живут, протестных выступлениях, одобряют подобные акции (6 из 9% от общей выборки); о неодобрении такого рода действий говорят немногие (1% от выборки в целом). Следует отметить, что значительно чаще, чем в среднем по опросу, о своем положительном отношении к акциям протеста говорили жители больших городов (19%).
Немногим меньше половины респондентов (44%) не ожидают, что в ближайшее время в их населенном пункте могут произойти протестные выступления (среди жителей сел – 64%). Предвидит такое развитие событий каждый шестой опрошенный (17%), причем чаще других об этом говорили жители Москвы, мегаполисов и других крупных городов (28-29%). Доля тех, кто затрудняется с ответом, составила здесь 39%.
Респондентов в форме открытых вопросов попросили пояснить, почему они ожидают либо не ожидают, что в ближайшее время в их населенном пункте пройдут протестные выступления.
Те, кто не ждет в ближайшее время подобных событий, чаще всего (9% от выборки) говорили о спокойной обстановке в своем городе или селе и отсутствии причин для протеста («город в целом благополучный»; «достаточный уровень жизни»; «думаю, что дела не так плохи, чтобы люди пошли на забастовки»; «пока все устраивает»; «таких наболевших вопросов пока нет – и зарплата выплачивается, и жилищных проблем нет»). По 4% опрошенных считают, что население уже привыкло к трудностям («народ у нас терпеливый, все сносит»; «терпение людей – они привыкли уже давно к ограничениям и нужде»; «мы, колхозники, все стерпим, нам некуда деваться») или что люди слишком пассивны, инертны для такого рода действий («из-за собственной лени людей»; «люди инертные, и акции у нас по обязаловке, энтузиазм иссяк»; «люди малоактивные»). К такого рода суждениям близки мнения тех, кто говорит об общей запуганности людей; их разобщенности и отсутствии в их среде лидера; отсутствии тех, кто способен на акции протеста; сохраняющейся у россиян надежде на лучшее; особенностях менталитета наших сограждан в целом (по 2% ответов в каждой группе). Еще 3% опрошенных оценивают акции протеста как бесполезные, бессмысленные («все равно ничего не добьешься»; «нас никто не услышит»). Другие варианты ответа встречаются реже.
Те, кто ожидает, что в ближайшее время в их населенном пункте пройдут протестные выступления, ссылаются на информацию о случаях сокращения, увольнения людей, росте безработицы («большое сокращение рабочих идет – будут защищать свои права»; «очень много сокращают людей на предприятиях» - 5%), говорят о росте цен, тарифов, инфляции («невозможно в магазин заходить – цены растут и растут…»; «с такими ценами многим будет невозможно жить»; «уже объявили сильный рост цен на оплату жилья» - 3%), о нищете, ухудшении материального положения людей («жить не на что»; «многие живут на грани нищеты»; «прожиточный минимум очень низкий») и, несколько реже, о других причинах того же рода, вызывающих социальный протест.
42% респондентов, судя по их ответам на соответствующий вопрос, уверены, что с помощью акций протеста нельзя добиться решения той или иной проблемы. Однако практически такая же доля опрошенных (41%) придерживаются на этот счет противоположной точки зрения. Чаще других это жители крупных городов (58%). Отметим, что по сравнению с сентябрем доля считающих акции протеста бесполезными сократилась на 6 п.п., а доля полагающих, что такие акции могут оказать влияние на решение той или иной проблемы, выросла на 10 п.п.
|