Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 31 мая 2006 года на свою 95-ю сессию,
признавая глобальные масштабы производственного травматизма, профессио-нальных заболеваний и гибели людей на производстве и необходимость принятия дальнейших мер с целью их сокращения,
напоминая, что защита работников в случае общих и профессиональных забо-леваний и травматизма на производстве является одной из задач Между-народной организации труда, предусмотренной в ее Уставе,
признавая, что случаи производственного травматизма, профессиональных за-болеваний и гибели людей на производстве оказывают негативное воздей-ствие на производительность и процесс экономического и социального развития,
отмечая пункт g) раздела III Филадельфийской декларации, в соответствии с которым Международная организация труда приняла на себя торжествен-ное обязательство способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью обеспечивать необходимую защиту жизни и здоровья трудящихся всех профессий,
памятуя о Декларации МОТ 1998 года об основополагающих принципах и пра-вах в сфере труда и механизме ее реализации,
отмечая Конвенцию 1981 года о безопасности и гигиене труда (155), Рекомен-дацию 1981 года о безопасности и гигиене труда (164) и другие акты Международной организации труда, имеющие отношение к основам, со-действующим безопасности и гигиене труда,
напоминая, что содействие безопасности и гигиене труда является частью Программы достойного труда для всех Международной организации тру-да,
напоминая о Заключениях о нормотворческой деятельности МОТ в области безопасности и гигиены труда – глобальная стратегия, принятых на 91-й сессии (2003 г.) Международной конференции труда, в частности, в отно-шении обеспечения того, чтобы в национальных программах вопросам бе-зопасности и гигиены труда уделялось приоритетное внимание,
подчеркивая важность постоянного развития национальной культуры профи-лактики в области безопасности и гигиены труда,
решив принять ряд предложений, касающихся безопасности и гигиены труда, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, и
решив придать этим предложениям форму международной конвенции,
принимает сего пятнадцатого дня июня месяца две тысячи шестого года следую-щую конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.
I. Определения
Статья 1
Применительно к настоящей Конвенции:
a) термин национальная политика означает национальную политику в области безопасности и гигиены труда и производственной среды, разработанную в со-ответствии с принципами, заложенными в статье 4 Конвенции 1981 года о бе-зопасности и гигиене труда (155);
b) термин национальная система безопасности и гигиены труда или нацио-нальная система означает инфраструктуру, предусматривающую основные рамки для проведения национальной политики и национальных программ в области безопасности и гигиены труда;
c) термин национальная программа по безопасности и гигиене труда или на-циональная программа означает любую национальную программу, включаю-щую задачи, которые предстоит решить в установленные сроки, приоритеты и средства действий, сформулированные в целях совершенствования безопасно-сти и гигиены труда, а также средства оценки достигнутых результатов;
d) термин национальная культура профилактики в области безопасности и гигиены труда означает культуру, в которой право на безопасную и здоровую производственную среду соблюдается на всех уровнях, когда правительства, работодатели и работники принимают активное участие в обеспечении безо-пасной и здоровой производственной среды посредством системы установлен-ных прав, ответственности и обязанностей и когда принципам профилактики придается самый высокий приоритет.
II. Цель
Статья 2
1. Каждое государство-член, ратифицирующее настоящую Конвенцию, содей-ствует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных за-болеваний и гибели людей на производстве посредством разработки, на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и ра-ботников, национальной политики, национальной системы и национальной про-граммы.
2. Каждое государство-член предпринимает активные меры в целях постепен-ного создания безопасной и здоровой производственной среды посредством на-циональной системы и национальных программ в области безопасности и гигие-ны труда, принимая во внимание принципы, заложенные в актах Международной организации труда (МОТ), имеющие отношение к основам, содействующим безо-пасности и гигиене труда.
3. Каждое государство-член, на основе консультаций с наиболее представи-тельными организациями работодателей и работников, периодически рассматри-вает меры, которые можно было бы предпринять в целях ратификации соответст-вующих конвенций МОТ по вопросам безопасности и гигиены труда.
III. Национальная политика
Статья 3
1. Каждое государство-член содействует безопасной и здоровой производст-венной среде посредством разработки национальной политики.
2. Каждое государство-член на всех соответствующих уровнях содействует и стремится к достижению реализации права работников на безопасную и здоровую производственную среду.
3. При разработке своей национальной политики каждое государство-член, с учетом своих национальных условий и практики, а также на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, со-действует основополагающим принципам, таким как: оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения; развитие национальной культуры профилактики в облас-ти безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку.
IV. Национальная система
Статья 4
1. Каждое государство-член создает, поддерживает, постепенно развивает и периодически пересматривает национальную систему безопасности и гигиены труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями ра-ботодателей и работников.
2. Национальная система безопасности и гигиены труда включает, помимо прочего:
а) законодательные и нормативные правовые акты, коллективные договоры, в со-ответствующих случаях, и любые другие соответствующие акты по безопасно-сти и гигиене труда;
b) орган или ведомство, либо органы или ведомства, отвечающие за вопросы бе-зопасности и гигиены труда, созданные в соответствии с национальными зако-нодательством и практикой;
с) механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
d) меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основ-ного элемента мер профилактики на производстве.
3. Национальная система безопасности и гигиены труда, в соответствующих случаях, включает:
а) национальный трехсторонний консультативный орган или органы, занимаю-щиеся вопросами безопасности и гигиены труда;
b) информационные и консультативные услуги по вопросам безопасности и гиги-ены труда;
с) профессиональную подготовку по вопросам безопасности и гигиены труда;
d) службы гигиены труда в соответствии с национальными законодательством и практикой;
е) научно-исследовательские работы в области безопасности и гигиены труда;
f) механизм, позволяющий осуществлять сбор и анализ данных о случаях произ-водственного травматизма и профессиональных заболеваний, принимая во внимание соответствующие акты МОТ;
g) положения, предусматривающие сотрудничество с соответствующими систе-мами страхования или социального обеспечения, охватывающими случаи про-изводственного травматизма и профессиональных заболеваний;
h) вспомогательные механизмы, направленные на постепенное улучшение усло-вий в области безопасности и гигиены труда на микропредприятиях, а также на малых и средних предприятиях и в неформальной экономике.
V. Национальная программа
Статья 5
1. Каждое государство-член разрабатывает, проводит, следит за выполнением, оценивает и периодически пересматривает национальную программу по безопас-ности и гигиене труда на основе консультаций с наиболее представительными ор-ганизациями работодателей и работников.
2. Национальная программа:
а) содействует развитию национальной культуры профилактики в области безо-пасности и гигиены труда;
b) вносит вклад в защиту работников благодаря ликвидации или сведению к ми-нимуму, насколько это практически возможно, производственных рисков и опасностей, в соответствии с национальными законодательством и практикой, в целях предупреждения производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве, а также содействия безопаснос-ти и гигиене труда на рабочем месте;
с) разрабатывается и пересматривается на основе анализа национальной ситуа-ции в сфере безопасности и гигиены труда, включая анализ национальной сис-темы безопасности и гигиены труда;
d) включает задачи, цели и показатели результативности;
е) подкрепляется, насколько это возможно, другими дополнительными нацио-нальными программами и планами, содействующими постепенному обеспече-нию безопасной и здоровой производственной среды.
3. Национальная программа предается широкой гласности и, по мере возмож-ности, утверждается и запускается в действие высшими органами государствен-ной власти.
VI. Заключительные положения
Статья 6
Настоящая Конвенция не пересматривает никакую иную международную тру-довую конвенцию или рекомендацию.
Статья 7
Официальные грамоты о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации.
Статья 8
1. Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех государств-членов Международной организации труда, ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором Международного бюро труда.
2. Она вступает в силу через 12 месяцев после даты регистрации Генеральным директором ратификационных грамот двух государств-членов.
3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу для каждого государ-ства-члена через 12 месяцев после даты регистрации его ратификационной гра-моты.
Статья 9
1. Государство-член, ратифицировавшее настоящую Конвенцию, по истече-нии десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсиро-вать ее на основе заявления, направленного Генеральному директору Междуна-родного бюро труда для регистрации. Денонсация вступает в силу через один год после даты регистрации заявления о денонсации.
2. Для каждого государства-члена, ратифицировавшего настоящую Конвен-цию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовавшегося предусмотренным в настоящей статье правом на денонса-цию, Конвенция остается в силе на следующие десять лет, и впоследствии оно сможет денонсировать ее в течение первого года каждого последующего десяти-летия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.
Статья 10
1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает все государ-ства-члены Международной организации труда о регистрации всех ратификаци-онных грамот и заявлений о денонсации, направленных ему государствами-члена-ми Организации.
2. Извещая государства-члены Организации о регистрации полученной им второй ратификационной грамоты, Генеральный директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.
Статья 11
Генеральный директор Международного бюро труда направляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации, в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций, исчерпывающие сведения о всех зарегистрированных им ратификационных грамотах и заявлениях о денон-сации.
Статья 12
Каждый раз, когда Административный совет Международного бюро труда считает это необходимым, он представляет Генеральной конференции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает целесообразность включения в повестку дня Конференции вопроса о ее пересмотре.
Статья 13
1. Если Конференция примет новую конвенцию, пересматривающую настоя-щую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:
а) ратификация каким-либо государством-членом новой, пересматривающей кон-венции влечет за собой, в силу права, незамедлительную денонсацию настоя-щей Конвенции, независимо от положений статьи 9 выше и при условии, что новая, пересматривающая конвенция вступила в силу;
b) со дня вступления в силу новой, пересматривающей конвенции настоящая Конвенция перестает быть открытой для ратификации государствами-членами.
2. Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и по содер-жанию для тех государств-членов, которые ратифицировали ее, но не ратифици-ровали пересматривающую конвенцию.
Статья 13
Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.
|