|
|
|
Депутаты фракции «Справедливая Россия» (Н.В. Левичев, О.В. Шеин, А.Л. Бурков, В.А. Лекарева, В.К. Гартунг, С.П. Горячева, А.В. Терентьев, М.В. Емельянов, О.Л. Михеев, Ф.С. Тумусов, А.В. Беляков, Е.А. Вторыгина, А.В. Ломакин-Румянцев, В.А. Шудегов, Е.Г. Драпеко) внесли в Госдуму пакет поправок в Трудовой кодекс России, которые приводят нормы трудового права по совершенствованию регулирования социального партнерства в соответствие с решениями Международной организации труда.
По мнению авторов законопроекта, прошедшие со дня принятия кодекса десять лет позволили определить в ТК позиции, препятствующие саморегулированию трудовых отношений и требующие законодательного исправления. Принятые в 2001 году нормы права по коллективным договорам носят фактически запретительный характер. Правом на вступление в переговоры обладают лишь профсоюзы, объединяющие в себе не менее 50% всего персонала. Таким образом, работники, объединенные в профсоюзы, в большинстве случаев не имеют даже возможности ведения диалога с работодателем. Это равносильно тому, что правом на внесение в Думу законопроекта и ведение диалога с Правительством обладала бы лишь фракция, имеющая более 50% депутатов.
Поэтому, по мнению депутатов "Справедливой России", необходимо принять норму, в соответствии с которой право на ведение переговоров имеет любой профсоюз, действующий в организации. Также, в соответствии с рекомендациями МОТ, нужно вернуть право на переговоры всем профсоюзам — сегодня им обладают лишь первичные профорганизации, входящие в региональные (межрегиональные) федеральные структуры.
Профсоюзам также необходимо вернуть право на коллективный трудовой спор. Сегодня законодательство о коллективных трудовых спорах и забастовках является запретительным и фактически не регулирующим данные отношения. В 2009 году в стране произошло свыше двухсот приостановок работы. Только в одном случае работники смогли выполнить требования законодательства — то есть два раза провести конференцию с участием всего коллектива и пройти примерно стодневную процедуру подготовки. То есть, так называемые запреты на забастовки в стране фактически не действуют, как они не действовали до 1917 года и до 1991 года. Между тем коллективный трудовой спор — это, в первую очередь, не сама забастовка, а обязанность работодателя вступить в переговоры с работниками по выдвинутым ими требованиям. Очевидно, что процесс переговоров, особенно с привлечением государственного арбитража, всегда уменьшает конфликтность и позволяет найти необходимые компромиссы. Поэтому с целью сокращения числа стихийных стачек в стране необходимо вернуть право профсоюзам на коллективные трудовые споры и забастовки.
Принятие данных предложений позволит вернуть нарушенный баланс между работниками и работодателями, вернуть диалог профсоюзов и работодателей в правовое поле и повысить реальную заработную плату в стране до уровня, соответствующего производительности труда, что, в свою очередь, обеспечит внутренний спрос для российского производства.
|