|
|
|
Общественная палата РФ (ОП) подготовила ежегодный доклад "О состоянии гражданского общества в РФ в 2010 году". Отметив рост гражданской активности населения, в том числе в конфликтных ситуациях, ОП констатировала "слабость реакции властей на основные запросы общества", что ведет к появлению очагов социальной напряженности. В связи с этим палата предлагает принять закон, обязывающий власти учитывать голос гражданского общества при принятии решений всех уровней.
В пятницу Совет ОП утвердил проект доклада "О состоянии гражданского общества в РФ в 2010 году". Напомним, ежегодный доклад о состоянии гражданского общества — основной итог работы ОП за год, который, согласно ст. 22 закона "Об Общественной палате РФ", обсуждается на итоговом пленарном заседании. Оно состоится 22 декабря, к этому дню будет готов полный текст доклада, в котором в связи с последними событиями в Москве пока нет главы 8 о межнациональных отношениях.
В докладе утверждается, что гражданское общество в РФ развивается. Если в 2007 году всего 1% россиян участвовал в общественных структурах (профсоюзах, партиях, дачных и садовых товариществах), то в этом году активистом был уже каждый пятый. Напомним, в прошлогоднем, кризисном, докладе ОП предостерегала, что, если государство не будет помогать гражданскому обществу, то при росте социальной активности граждан, особенно молодежи, его развитие с высокой вероятностью пойдет по конфронтационному сценарию. В докладе говорилось, что действия, связанные с дальнейшим усилением госконтроля и государственной активности в публичной (общественной) политике, не способствуют и даже препятствуют развитию гражданского общества России и государству необходимо предпринять действия по демократизации политической системы и либерализации политического процесса.
В этом году ОП констатирует рост гражданской активности населения: "Сформировался большой слой социально активных граждан, которые объединяются в разнообразные сообщества и социальные сети, чтобы отстаивать свои интересы и ценности, выражать общественное мнение и оказывать влияние на решение различных проблем". Однако в докладе отмечается, что солидарность проявляется в первую очередь в конфликте с властями, а громкие гражданские акции, как правило, вызваны конкретными фактами произвола. Показательны в этом отношении "крупные гражданские кампании 2010 года" по обсуждению Генплана Москвы, защите Химкинского леса и т. д.
Объявленный президентом курс на модернизацию страны породил ожидания изменений в общественной, политической и социально-экономической областях. Однако, по мнению ОП, этот запрос общества не получил адекватного ответа. Опираясь на исследование ВЦИОМа "Способность политической системы реагировать на общественные ожидания и опасения в условиях преодоления кризиса", ОП делает вывод, что власти "слабо реагируют на новые, неожиданные запросы отдельных групп". А отсутствие реакции или намеренное игнорирование обращений общественности быстро превращается в очаги острой социальной напряженности. Они попадают в фокус внимания СМИ и интернет-сетей, получают общественный резонанс и выливаются в социально-политические напряжения. И лишь после этого проблемы замечаются властью и так или иначе решаются.
В докладе отмечается, что и политические партии практически не реагируют на инициативы гражданского общества, а парламент так и не стал "местом дискуссий". Гражданское общество, в свою очередь, также не получает новых идей от партий, парламента и региональных законодательных собраний. А большинство партий вообще не имеет четко выраженных позиций по проблемам, поднимаемым гражданским обществом.
Во всех сферах жизни ОП обнаружила склонность к силовым методам решения проблем и отсутствие у федеральных и региональных властей настроя на диалог с муниципалитетами, бизнесом, общественностью. "Увлекшись распространением властной вертикали на уровень местного самоуправления через замену прямых выборов мэров косвенными выборами глав муниципалитетов и контрактными сити-менеджерами, власти большинства регионов в еще меньшей степени, чем раньше, проявляют склонность видеть партнеров в местных сообществах и администрациях на местах",- говорится в докладе.
В заключении ОП делает вывод о том, что для модернизации страны - технологической, инфраструктурной и даже общественной, заключающейся в преодолении коррупции,- необходимо "обеспечить всеобщее, тотальное равенство перед законом вплоть до соблюдения ПДД всеми его участниками, без выделения привилегированных категорий". А это, уверены авторы, невозможно без общественного контроля деятельности власти, что должно быть закреплено законом. "Все инициативы и предложения гражданского общества будут оставаться на волю случая или субъективных решений отдельных чиновников, пока власть не будет нести законодательно закрепленной обязанности учитывать голос гражданского общества при выработке решений всех уровней",- говорится в докладе. Общественность, по мнению ОП, должна шире привлекаться к созданию той правовой культуры, без которой Россия не решит своих социально-экономических задач. "Все, что государственная и муниципальная власть может передать самоорганизующимся структурам и общественным организациям, должно быть передано",- резюмируют авторы доклада. Автор: Городецкая Наталья
|