|
|
|
По Москве и другим городам ползут упорные слухи о том, что власти планируют урезать доходы учителей, в частности ликвидировать доплату за классное руководство и прочие бонусы. Официально эта информация пока не подтверждается. При этом зарплата преподавателей во многих регионах действительно снижается. Если эта тенденция продолжится, школа рискует снова превратиться в «убежище для неудачников».
Вокруг школы вновь разгораются страсти. «В Москве отменят городские доплаты», «Учителям перестанут платить за классное руководство», «Оклад педагога будет зависеть от мнения родителей».
У нас пока никаких изменений, успокаивает нас Юрий Завельский, директор Московской гимназии на Юго-Западе № 1543.
В профсоюзе образования тоже уверяли нас, что просто так сократить зарплату нельзя, система ее начисления очень сложная и т. д. Но и они признали, что государство постоянно норовит сэкономить на школе.
«Несмотря на значительные достижения, будущее не выглядит радостным: в 2010 году рост учительской зарплаты в целом замедлился, а кое-где она начала снижаться. Сейчас в 56 регионах по-прежнему наблюдается рост зарплаты, в 14 — снижение, а в 31 — она остается фактически без изменений», — говорится в докладе Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), проводившей мониторинг ситуации в школе.
Нужно понимать, что «оставаться фактически без изменений» на деле означает «сокращаться», ведь инфляцию в стране никто не отменял. Да и прибавки к жалованью далеко не всегда успевают за ростом цен.
По идее, «новая система оплаты труда», заменившая единую тарифную сетку, должна была довести заработок хороших учителей до относительно приемлемого уровня. Но в большинстве случаев этого не произошло.
По мнению аналитиков центра универсальных программ ГУ-ВШЭ, «новая система» не может дать увеличения зарплаты больше чем на 10%, а нередко и вовсе приводит к ее тотальному сокращению. «Чтобы добиться роста, а не простого перераспределения доходов, необходимы дополнительные вливания в образовательные бюджеты», — считает директор центра Наталия Типенко.
Но если учительская зарплата продолжит падать, это уже будет проблема не только самих тружеников мела и указки. Фактически это означает катастрофу в российском образовании. Все разговоры о стандартах, учебниках, концепциях теряют всякий смысл, если в школах работают несчастные Марьиванны, для которых зарплата — это прибавка к пенсии. Хороший учитель может обеспечить качественное образование даже при самом идиотском стандарте. И наоборот.
Можно, конечно, отмахнуться: дескать, это вопрос бюджетного финансирования — меры принимаются, эффективность растет. Но реально проблема куда масштабнее — речь идет о конкурентоспособности целой нации.
|