|
|
|
Появление закона о такси - ни что иное как попытка властей навести порядок в этом бизнесе, который, по разным оценкам, примерно на 80 % находится в «тени». Подписанный президентом документ вызвал массу дискуссий и возражений не только среди таксистов, которые в большинстве своем посчитали, что таким образом государство собирается ограничить их деятельность невыполнимыми требованиями, и, как следствие, им придется уйти из бизнеса.
В дальнейшем обеспокоенность передалась также тем, кто часто пользуется услугами такси. Пассажиры переживают, что всякого рода ограничения могут привести к росту очередей и цен на проезд. Вместе с экспертами таксисты прочитали новый закон о такси и выяснили, что же такого страшного в нем есть и почему его все так боятся.
Федеральный закон № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым 21.04.2011 года. Целиком он начнет действовать через четыре года, а пока поэтапно вступают в силу его отдельные положения. Его цель — убрать нелегальных перевозчиков и сделать таксомоторный рынок более цивилизованным. Многие с этим не соглашаются.
Вроде, и так все понятно: нужно избавиться от бомбил, ездящих на «убитых» развалюхах, и оставить таксомоторные службы, у которых есть сайты с тарифами, а заказы принимает диспетчеры. Однако в столичной мэрии считают, что если первые честно занимаются незаконным предпринимательством, то вторые только делают вид, что работают легально. «Случись чего, пассажиру спрашивать будет не с кого. Многие таксомоторные службы, позиционирующие себя, как официалы, либо не зарегистрированы юридически, либо ведут весьма странную бухгалтерию», — отмечают городские чиновники.
На работу с лицензией и личным авто
С 1 сентября начинается первый этап реформы такси — обязательное получение разрешения на пассажирские перевозки сроком на пять лет. До дня «икс» остается около двух месяцев, однако до последнего времени московские власти не объявляли о том, где можно получить заветную бумагу, сроки ее выдачи и стоимость. Неразбериха чуть было не породила панику. Так в таксистских кругах ходили слухи, что этот документ будет стоить немерено, а получить его простому таксисту практически нереально. Потому что в первую очередь лицензии дадут крупным компаниям, приближенным к столичным властям. А работа без этой бумажки, по словам многих, была чревата штрафом до 30 тысяч рублей. Это привело к всплеску активности различных посреднических фирм, которые начали предлагать лицензии по 30 000 рублей. И кое-кто, опасаясь, что не успеет к началу осени самостоятельно оформить разрешение, уже воспользовался услугами таких помощников.
Бесплатное разрешение
После этого столичный мэр объявил, что за получение разрешительных документов не придется ничего платить — по крайней мере, в первые полтора года. Также столичные власти пообещали, что «максимально упростят порядок приема заявлений таким образом, чтобы все такси смогли очень быстро и оперативно, без лишних проблем, пройти эту процедуру». В Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы говорят, что практически сформирован отдел из 12 человек, который начнет работать с 15 июля. И что мелкие и средние перевозчики смогут оформить разрешения в день обращения, а крупные компании — максимум за 3 дня, при условии, что будет собран весь комплект документов. Что это за документы, пока не ясно. Чиновники отметили, чтобы таксисты готовили «джентельменский набор», а именно: паспорт, водительское удостоверение, документы на машину и свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Как нам пояснили в Департаменте транспорта, для того, чтобы водителя внесли в реестр официальных таксистов, необходимо подать заявление в произвольной форме. В документе надо указать свои данные и информацию об автомобиле. После чего бумагу необходимо лично привезти по адресу: Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 1 и опустить в почтовый ящик на проходной. Дополнительную информацию можно получить по телефону горячей линии Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы: +7(495) 957-05-47 (многоканальный).
Чиновники обещают, что лицензии дадут всем.
Переживания от незнания
О решении либерально отнестись к таксистам, большинство таксистов почему-то не знают, и очень переживают:
А как тут не волноваться, когда штрафы начинают действовать с 1 сентября — 30 тысяч за отсутствие лицензии, все не по-людски, — уверен руководитель небольшой службы такси по имени Арам.
А вы точно знаете или говорят? — интересуемся мы.
Говорят...
Таким же образом считают и другие опрошенные таксисты: кто-то где-то что-то слышал, во всем виноваты власти, зажимают. По поводу штрафов. Здесь тоже бояться нечего. Наказание за отсутствие разрешения начинает действовать только с 1 января 2012 года. Уж за полгода все должны разрешения успеть получить. В противном же случае перевозчикам действительно придется раскошелиться. Но не на 30 тысяч рублей, как все считаю, а на 5 тысяч рублей. Из 20 опрошенных извозчиков только трое знали про бесплатные лицензии. Но и они не верят в то, что получить их будет настолько просто.
Это очень хорошо, что разрешение будет выдаваться бесплатно, считает председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. Но все-таки хотелось бы знать хотя бы приблизительную стоимость документа, и будет ли она различаться в зависимости от регионов. Кроме того, почему процедура получения разрешения будет облегчена только 12 тысяч таксистов, а не всем?
По мнению Щербинина, в число «счастливчиков», которым власти окажут содействие в скорейшем прохождении процедуры получения лицензии, прежде всего, попадут не индивидуальные предприниматели, а крупные компании.
Скорее всего, тут придет человек с пакетом документов, уже оформленным, отдаст их прямо стопкой на 12 тысяч авто. Ему и сделают облегченную процедуру. Не будут ни осматривать автомобили, ничего другого делать. А с другими начнут тянуть. Мне почему-то кажется, что так ситуация и будет развиваться. Кто-то пачками получит разрешения, а простые граждане, которые работают на своих машинах, останутся не у дел, — считает глава профсоюза «Таксист».
Неофициально в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы сказали, что мэра, скорее всего, неправильно поняли. Что быстро получат лицензии 12 тыс. ранее зарегистрированных таксистов. Для более точного ответа на этот вопрос мы отправили на имя руководителя ведомства Николая Лямова официальный запрос, ответа на который пока не получили.
Работать на арендованных авто будет нельзя
Еще одно нововведение, вступающее в силу с осени этого года: автомобиль, работающий в такси, должен непременно находиться у перевозчика — таксомоторной компании или индивидуального предпринимателя в собственности или в лизинге. При несоблюдении этого условия, в случае аренды авто или эксплуатации по доверенности, разрешение на машину получить будет невозможно. Многие таксисты уверены, что этот пункт сильно осложнит им работу: многие, кто работают сегодня в такси, возят пассажиров на арендованных машинах. Таким образом, эта категория водителей будет вынуждена либо дополнительно потратиться на приобретение авто, либо сменить род деятельности.
Как быть, если автомобиль взят в кредит на кого-то из родственников? — говорит Ярослав Щербинин. Индивидуальному предпринимателю очень трудно, практически невозможно получить кредит, или там огромные проценты назначают. Вот и приобретают авто на родных. Полстраны в такой ситуации. А поскольку на такую машину получить разрешение не получится, через полгода большинство таксистов ИП останутся без работы.
Ну вот, представьте, у меня работает 50 машин, — рассказывает управляющий Игорь Ладынин. — Таксомоторы бьются, ломаются. Сейчас я могу водителя пересадить на другое авто или взять транспорт в аренду, чтобы не нести убытки. А что будет? Лицензия то выдается на связку «конкретный водитель — конкретный автомобиль». Будем нести убытки. Непродуманное решение.
Впрочем, исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников уверен, что закон, напротив, сделает рынок такси более цивилизованным. И если он кому-то и затруднит работу, то только нелегальным и полулегальным перевозчикам. По его словам, поправки призваны ликвидировать «черные» и «серые» схемы работы такси, и защитить легальных перевозчиков.
У нас перед новым годом были выявлены машины, которые должны были по программе утилизации под пресс попасть, рассказывает Свешников. А они почему-то в такси появились, эти 30-летние «копейки». И непонятно, по каким доверенностям, и какие люди на них вообще ездят. Сдают их друг другу в аренду или субаренду. А теперь на рынке останутся только те компании и ИП, которые серьезно хотят работать. И чтобы повысить их ответственность перед пассажирами, автомобиль должен быть в собственности у перевозчика, либо в лизинге.
Кроме того, по мнению Свешникова, этот шаг должен уравнять в правах как крупные компании, которые на балансе имеют авто, так и индивидуальных предпринимателей — чтобы требования ко всем были одинаковыми. С ним согласна и бренд-менеджер таксомоторной компании «Городское такси» Светлана Косорукова.
Это очень важный пункт, — считает она. — В данном случае перевозчик может полностью отвечать за машину. А когда автомобиль не собственный или не в лизинге — то и должного технического контроля над его состоянием не ведется. Так что это имеет прямое отношение к безопасности как пассажира, так и самого водителя. То же самое относится и к оформлению разрешения на каждый автомобиль. Это — общемировая практика. Так легче контролировать рынок.
Тариф «безлимитный»
Помимо этого, пока в Москве решено не вводить квотирование такси, прописанное в законе. Изначально планировалось, что в столице разрешат работать порядка 30 000 такси. Перевозчики опасались, что введение ограничений на количество транспорта в регионе может быть выгодно крупным компаниям. И даже были слухи, что этот пункт специально пролоббирован некоторыми структурами. Квоты отменили, потому что никто на самом деле не знает, сколько городу нужно таксомоторов. Впрочем — это ненадолго, уверены столичные таксисты.
Почему я против квоты? — сказал Ярослав Щербинин, — потому что это подразумевает, что кто-то может выкупить ее и потом перепродавать. Рынок развивается по определенным законам — он не может предлагать услуг больше, чем востребовано, потому что они тогда не будут цениться.
Соответственно, сам рынок и отрегулирует количество такси. Но в крупных компаниях недовольны таким решением, поскольку считают, что ограниченное количество перевозчиков легче было бы контролировать.
Впрочем, как уже было сказано выше, столичные власти отменили квоту и платные лицензии лишь потому, что никто пока не знает, сколько именно такси нужно на рынке и сколько зарабатывает этот самый рынок. Цифры все источники называют разные: от 500 млн. до 5 млрд долларов.
|