|
|
|
Учеба - это ваш труд! Каждый студент неоднократно слышал это определение процесса получения образования. И, действительно, при добросовестном отношении к учебе основная часть времени студента уходит на посещение занятий и внеаудиторную подготовку. Большинство студентов и не задумываются о том, что же такое с точки зрения Российского законодательства процесс обучения, считается ли он работой и засчитывается ли в общий трудовой стаж. Попробуем разобраться.
До 1 января 2002 года обучение в вузах включалось в общий трудовой стаж (ст. 91 Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). Ситуация изменилась с принятием 15 декабря 2001 г. Федерального закона № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Среди приведенного перечня видов деятельности, включаемых в трудовой стаж, периоды обучения в вузе не значатся.
Упрощенная логика изменения законодательства ясна: «Нет отчислений в пенсионный фонд – нет и трудового стажа». Но логика законодателей одно, а общественная справедливость совсем другое! Зададимся простым вопросом. Чем образованный высококвалифицированный специалист хуже менее образованного работника – своего ровесника? Приведу три наиболее очевидных довода за возвращение в законодательство принципа включения в трудовой стаж периодов получения высшего и послевузовского образования.
Во-первых. Последние годы все чаще и чаще звучат призывы привлекать работодателей и их объединения к образовательному процессу. В частности, учитывать их мнение при составлении образовательных стандартов и учебных планов, включать их в наблюдательные советы вузов, советоваться по вопросам производственных практик. Для будущего успешного трудоустройства это и неплохо. Но тогда мы должны признать, что в годы обучения в вузе студент не только удовлетворяет свои личные потребности для развития личности, а уже тратит значительную часть своего времени на приобретении знаний и навыков необходимых его будущему работодателю. А если тратишь время на работодателя, то логично засчитывать его в трудовой стаж.
Во-вторых. В действующем законодательстве, да и в проекте ФЗ «Об образовании», отсутствует регламентация вопросов безопасной организации учебного процесса, в отличие от множества норм права, касающихся техники безопасности и охраны труда работников. При наступлении несчастных случаев во время учебного процесса, на студентов не распространяется государственное страхование, а примеры оформления вузами страховки по страхованию от несчастных случаев носят необязательный и очень редкий характер. Конечно, можно попытаться законодательно все эти пробелы описать, но гораздо проще, придав студенту статус работника, автоматически распространить на него весь спектр уже действующего законодательства.
В-третьих. Совсем недавно обсуждались предложения по новой системе начислений больничных листов. Их суть сводилась к зависимости размера возмещения по больничному листу от трудового стажа. Вопрос все тот же: «Почему выпускник аспирантуры будет иметь право получать по больничному листу в два раза меньше, чем работник, трудовой стаж которого начался после школьной скамьи»? Пока эти революционные идеи не прошли, но дыма без огня не бывает, к их воплощению еще могут вернуться после выборов.
Отдавая себе отчет о сложности поставленной проблемы, считаю, что вопросы социальной справедливости в обществе являются краеугольным камнем общественного спокойствия и стабильного развития. Именно поэтому Студенческий координационный совет профсоюза ставит пред собой решение комплекса вопросов, связанных с включением периодов обучения в трудовой стаж, как основную среднесрочную цель.
Председатель Студенческого координационного совета
Общероссийского профсоюза образования
Владимир Марченко Автор: Марченко Владимир
|