|
|
|
Представители летных экипажей «Аэрофлота» первыми среди российских авиакомпаний потребовали от работодателя разработать и заключить специализированное коллективное трудовое соглашение. По сути пилоты требуют, чтобы им позволили иметь свой профессиональный райдер, где были бы прописаны условия труда и отдыха, с которыми соглашаются обе стороны — и летчик, приходя в компанию, и руководство самой авиакомпании, подписывая этот договор.
— Мы добиваемся от руководства компании подписания отдельного коллективного договора с пилотами, — сообщил президент Шереметьевского профсоюза летного состава «Аэрофлота» Игорь Дельдюжов. — Переговоры по этому вопросу протекают крайне тяжело. Менеджмент компании пока не готов соглашаться с появлением дополнительных форм ответственности и обязательств, которых никогда раньше не было.
В администрации «Аэрофлота» пояснили, что со своей стороны предложили шереметьевскому профсоюзу заключить приложение к общему коллективному договору, касающееся только летного состава. Однако профсоюзные лидеры настаивают на заключении отдельного договора. Им интересен не результат, а сам процесс борьбы, предположил представитель «Аэрофлота».
Сами летчики, по словам представителя авиакомпании, на встречах с менеджментом, где им поясняется официальная позиция компании, недовольства не высказывают.
Юридических оснований обязать авиакомпанию подписать отдельный договор у профсоюза нет. Поэтому профсоюзные активисты готовы начать организованные акции. По словам Дельдюжова, сейчас идет подготовка к первому пикету, а в дальнейшем не исключаются и другие законные формы протеста.
Сейчас у российских компаний, в частности у «Аэрофлота», все обязательства перед сотрудниками оговорены в общих коллективных договорах. Но вместо конкретных прямых положений в таких договорах, как правило, содержатся ссылки на различные внутренние нормативные акты. К тому же эти договоры не могут учитывать специфику работы пилотов, что приводит к ущемлению их трудовых интересов, говорят в профсоюзной организации.
— Пилоты — это компаниеобразующая профессия. Если их не будет, то не будет и самой компании, — поясняет один из российских летчиков. — Поэтому во всем мире уже пришли к пониманию того, что трудовые отношения с пилотами должны строиться на совершенно отличных условиях от всех остальных категорий сотрудников авиакомпаний.
В иностранных авиакомпаниях пилотские трудовые договоры представляют собой сотни страниц текста, на которых прописаны мельчайшие детали условий работы. Фактически это не что иное, как пилотский райдер.
В стандартном соглашении с летчиками KLM, например, подробно прописывается структура оплаты. Есть точная формула начисления заработной платы, которая зависит от множества позиций — тип воздушного суда, возраст пилота, позиция в списке «сеньорити» (список всех летчиков, составленный в соответствии с их стажем работы). Годовая зарплата командира воздушного судна в первый год работы может составлять €108 000 и доходить до €229 000 к моменту выхода на пенсию.
В «Аэрофлоте» командир корабля может зарабатывать 340 000 рублей в месяц и больше. Хотя некоторые пилоты компании утверждают, что на самом деле их доходы существенно ниже, чем у их западных коллег: летчику «Аэрофлота» гарантированы только $5 000 в месяц, а чтобы получать в два раза больше, нужно много летать, забыв об отдыхе.
Европейских пилотов обычно селят в отели не ниже четырех звезд — это прописано в их соглашениях, где указываются и требования к номерам: ванна или душевая отдельно от остального помещения, наличие места для письма, плотные шторы, кондиционер.
В российских авиакомпаниях выбор отеля зачастую зависит от местного представителя перевозчика. Российского летчика не спрашивают о его предпочтениях и селят чаще всего в гостиницы трехзвездной категории.
По поводу питания на борту летчики «Аэрофлота» также хотят требовать улучшений. Потому что наши пилоты, как они сами рассказывают, питаются рационом экономкласса, тогда как в иностранных компаниях летчики получают такое же питание, как в высшем классе самолета, выполняющего конкретный рейс.
Иностранные пилотские соглашения фиксируют максимальное время полетов в год, в месяц и в день, описывают процедуру распределения рейсов между пилотами. В райдерах есть разделы, посвященные скидкам на авиабилеты для пилотов и членов семьи.
В российских компаниях также есть практика предоставления бесплатных и корпоративных билетов на свои и партнерские рейсы.
Отпуск летчика в европейских авиакомпаниях может составлять 28 дней, может 38. В «Аэрофлоте» он самый длинный — 70 дней. По изменению этого параметра профсоюз пока требований не выдвигал.
|