Профсоюз - это последняя возможность защитить свои права от произвола работодателя, пришли к выводу работники Энгельсского распределительного центра ЗАО "Тандер" (торговая сеть "Магнит"). И создали первичную профсоюзную организацию. 19 дней - ровно столько времени прошло от момента создания первички до увольнения профсоюзных лидеров Дмитрия Быстрова и Сергея Китаева.
Как заявлено на официальном сайте компании в разделе "Работа в компании / Социальные гарантии", "приходя работать в "Магнит", каждый сотрудник получает не только стабильную зарплату и соцпакет, но и дополнительные гарантии, не предусмотренные трудовым законодательством". Звучит красиво и многообещающе. Как дело обстоит в реальной жизни - саратовская история про "магнитовские" страдания.
Вместо системы - мотивация
- Я работаю в "Тандере" с 2006 года, - рассказывает председатель вновь созданной профсоюзной организации Дмитрий Быстров. - Сама работа, организация труда, конечно, на высоте - применяются передовые технологии. Но отношение к людям, к соблюдению трудового законодательства, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Когда я пришел на работу, со мной заключили трудовой договор, в котором было сказано, что я получаю оклад 3 тысячи рублей (впоследствии его повысили до 6 тысяч) и премию. При этом премиальная часть не расшифровывалась. Я, как и многие другие, просто поверил объявлению, что зарплата составляет более 20 тысяч рублей.
По словам Быстрова, работники подразделения работают по так называемой "мотивации" - это система бонусов и штрафов, которая и влияет на то, какую зарплату получит человек. С этими правилами ознакомлен каждый работник. Вполне возможно, что работники Энгельсского распределительного центра ЗАО "Тандер" работали бы себе и дальше, не особо задумываясь о своих трудовых правах, но в 2011 году произошло снижение зарплаты кладовщиков-отборщиков. По словам еще одного профактивиста, Сергея Китаева, примерно на 30%. Также наметилась тенденция к переходу от сдельной оплаты труда к работе за оклад. А нормы выработки остались на том же уровне.
- В течение 2011 года по нашей инициативе три раза проходила встреча с местным руководством компании по поводу новой мотивации. Никакого результата они не дали. У начальства один ответ: "Не нравится - увольняйтесь", - говорит Сергей Китаев. - После этого мы поняли, что разговорами ничего не добьемся, и обратились в Госинспекцию труда по Саратовской области.
Коллективная жалоба
20 декабря прошлого года в Гострудинспекцию была направлена коллективная жалоба за подписью 82 работников организации (всего в подразделении работает около 200 человек). Суть обращения состояла в том, что работники незаконно привлекались к сверхурочной работе без соответствующих выплат, предусмотренных действующим законодательством, перевод на другой участок работы производился без оформления приказа и сохранения средней заработной платы, компенсация стоимости брака и утиля производилась за счет заработной платы работников. Также применялась незаконная система "депремирования" (штрафов). На руки работников не выдавался расчетный листок с расшифровкой начислений и удержаний.
После этого жизнь работников стала намного "веселее". По словам Быстрова и Китаева, каким-то образом список с фамилиями обратившихся в Гострудинспекцию попал на стол руководства. В результате задолго до начала проверки, которая прошла 11 января, людей начали вызывать в службу безопасности и "убеждать", чтобы они отозвали жалобу из Гострудинспекции.
- И вот что интересно, - говорит Китаев, - в конце декабря среди сотрудников была распространена анкета, где требовалось указать такие данные, как наличие кредитов, есть ли ипотека, вплоть до того, с кем дружишь. Я лично отказался эту анкету заполнять, так как считаю, что это конфиденциальные данные. Впоследствии давление начали оказывать на тех людей из этого списка, кто наиболее уязвим финансово.
Китаев и Быстров решили обратиться в прокуратуру по факту оказания давления на работников:
- Суть нашей жалобы (к ней были приложены 4 аудиозаписи) заключалась в том, что служба экономической безопасности вмешалась в трудовой спор и стала оказывать давление на работников, требуя от них отзыва своих подписей под обращением в Гострудинспекцию. Копию обращения в прокуратуру мы также отправили генеральному директору ЗАО "Тандер" Сергею Николаевичу Галицкому, региональному директору по Поволжскому региону Василию Владимировичу Липкину, директору Энгельсского распределительного центра ЗАО "Тандер" Виталию Юрьевичу Журавелю. После этого прессинг со стороны службы безопасности прекратился, а "воспитательную работу" стало в более мягкой форме проводить руководство.
- Лично со мной, - говорит Китаев, - говорили в том ключе, что ты можешь здесь вообще работать за 6 тысяч, если мы пожелаем. Если ты не отзовешь свое письмо - это нелояльность компании. У нас есть списки, вы первые кандидаты на увольнение.
Между тем, результаты проверки Гострудинспекции показали, что никаких нарушений по факту обращения не обнаружено. Согласно представленным документам и пояснениям директора, в организации отсутствует положение о депремировании, иных удержаний, кроме НДФЛ с зарплаты работников, не производится.
Это неудивительно, ведь перед проверкой работодатель принял определенные меры. По словам теперь уже бывших работников, людей вызывали в службу кадров и заставляли подписываться в трудовых договорах, должностных инструкциях, при этом были договоры и пятилетней давности.
Защити себя сам
После этого люди поняли, что им остается только одно - защищать себя самим, и решили создать профсоюзную организацию, что и было сделано 16 января. В состав профкома вошли три человека: Дмитрий Быстров, Сергей Китаев и Юрий Качур. Первичка была поставлена на учет в Саратовской областной организации профсоюза "Торговое Единство". Уведомление о создании первички было направлено работодателю в письменном виде заказным письмом. Лично принять извещение о создании профорганизации руководство отказалось. Как только работодатель узнал фамилии профактивистов, началось давление на них.
- Один из наших не выдержал давления, вышел из профсоюза, - рассказывает Быстров. - Его привезли на машине к моему дому, заявление о выходе из профсоюза он отдавал при свидетелях - сотрудниках из центрального офиса. Они посчитали, что раз одного убрали, то осталось два человека, значит, профсоюзной организации нет. Но они не угадали, к тому времени нас уже было намного больше.
Сейчас членами профсоюза являются 40 человек. Естественно, что их фамилии огласке не подлежат: мало кто сможет вынести прессинг, оказываемый работодателем.
Головное руководство не оставило без внимания столь активную позицию работников одного из подразделений компании. Представители центрального офиса неоднократно беседовали с представителями профсоюзной организации.
- В числе выдвигаемых нами требований, - говорит Дмитрий Быстров, - прозрачный трудовой договор, в котором четко были бы прописаны условия труда и оплата труда. Мы требуем элементарного выполнения трудового законодательства. Также в наших планах было заключение коллективного договора.
По словам Китаева, им пообещали, что все проблемные вопросы будут доведены до руководства.
- 21 января прилетела очередная делегация из Краснодара. В тот же день мы с ними встретились на нейтральной территории. 40 минут с нами по телефону беседовал человек, представившийся как член совета директоров ЗАО "Тандер" Владимир Евгеньевич Гордейчук. Нам четко было дано понять, что профсоюза не будет. Начали нам обещать и достойные условия труда, и хорошую мотивацию, только чтобы профсоюза не было. После этого разговора на нас двоих перестали оказывать давление, убрали персональных охранников, которые последнее время следили за нашими передвижениями и разговорами во время рабочей смены, отслеживали все наши контакты. Но начались мелкие придирки по выполнению должностных обязанностей.
А 3 февраля приехала еще одна делегация из Краснодара - директор по безопасности Павел Иванович Баранов, директор по логистике ЗАО "Тандер" Андрей Васильевич Мазуров, юрист Владислав Васильевич Щербина. Около 6 часов шла встреча представителей руководства и профсоюзной организации.
- Нам было предложено несколько вариантов. Первый - мы выходим из профсоюза, идем на мировое соглашение и продолжаем работать. Второй вариант - мы расторгаем трудовой договор, увольняемся по соглашению сторон, нам дают компенсационные выплаты, профсоюзная организация, естественно, перестает существовать. Третий вариант - нас увольняют по инициативе работодателя за нарушение дисциплины. Мы выбрали последнее: чтобы нас потом не обвинили в предательстве интересов работников.
Документы на увольнение по статье были подготовлены заранее и подписаны руководством. 3 февраля Китаева уволили за несоблюдение техники безопасности, председателя профорганизации Быстрова якобы за прогул.
- Мне нужен был отгул 28 января. 25 января я написал по установленному образцу заявление, в котором просил мне предоставить один календарный день за свой счет. Старший смены заявление подписал. Но 27 числа руководство решило в отгуле отказать в связи с производственной необходимостью, причем меня об этом никак не известило.
Несмотря на увольнение, Быстров и Китаев не отчаиваются. В планах профсоюзных активистов - обжалование незаконного увольнения в суде, продолжение профсоюзной работы. "Мы хотим, чтобы человек, работающий в "Магните", был защищен", - говорят теперь уже бывшие работники организации.
Без комментариев
Попытки получить комментарий у директора Энгельсского распределительного центра Виталия Журавеля успехом не увенчались. Его телефон просто-напросто не отвечал, как и телефоны директора департамента мотивации и развития персонала ЗАО "Тандер" Андрея Белоногова. Но поскольку "Солидарность" будет следить за развитием сложившейся ситуации, у руководства организации есть возможность выразить свое мнение в последующих статьях по теме. Ждем.
Елена Григорьева
P.S. На официальном сайте компании говорится, что "более 140 тысяч россиян, работающих сегодня в розничной сети "Магнит", - результат и показатель социальной ответственности компании". Если честно, становится не по себе, когда представляешь что 140 тысяч наших граждан (может быть, конечно, и не все) трудятся в столь непростых условиях...
|