|
|
|
18 сентября 2013 года в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Совершенствование принципов социальной политики в транспортной сфере России».
Организатором круглого стола выступил Союз профсоюзов России (СПР) при поддержке Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. Поводом для проведения дискуссии стал фактор постоянного роста социальной напряженности среди работников транспортных структур, в том числе, трудоустроенных в ОАО «РЖД» – компании, обладающей стратегическим значением для России.
В Круглом столе приняли участие: Генеральный секретарь СПР Е.А.Куликов, Генеральный инспектор труда СПР С.В.Храмов, лидеры профсоюзных организаций, входящих в СПР, а также представители экспертных сообществ, общественных организаций, Генеральной прокуратуры РФ.
Ведущим выступил Президент СПР и член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Д.Е.Галочкин.
Темы, предложенные организаторами для обсуждения, касались вопросов социальной ответственности компаний и необходимости строгого соблюдения принципов партнерства между работником и работодателем. Были подняты проблемы процессов оптимизации и стабилизации отечественной транспортной сферы.
Е.А.Куликов представил доклад «Совершенствование принципов социального партнерства в системе ОАО «РЖД». Он отметил, что СПР поддержал Указы Президента РФ, направленные на увеличение размера реальной заработной платы и создание высокопроизводительных рабочих мест. Эти распоряжения, находящиеся в приоритете у Правительства РФ, при должном их осуществлении, позволят существенно повысить жизненный уровень граждан. Общеизвестно, что социальная ответственность компании перед работником выражается в регулярном проведении разнообразных социальных программ, направленных на развитие персонала предприятия и охрану безопасных условий труда. Только в условиях предоставления работнику полного комплекса гарантий, компенсаций и льгот можно говорить о том, что компания справляется с возложенной на нее задачей.
В то же время, ОАО «РЖД» регулярно объявляет о своей принадлежности к социально-ответственному классу компаний, но к реальному положению дел эти слова не имеют никакого отношения. Против работников, членов Межрегионального профсоюза железнодорожников (МПЖ), входящего в СПР, планомерно проводится политика дискриминации! Увольнения, недопуски к работе, выплата заработной платы не в полном объеме – вот неполный список тех мер, которые предпринимаются ОАО «РЖД», для усмирения непокорного персонала.
В рамках политики «оптимизации» железных дорог с завидным постоянством ликвидируются целые предприятия, в результате чего сотни людей остаются без средств к существованию. Более того, ОАО «РЖД» объявило о планируемом сокращении 62 000 работников, объясняя это предполагаемым падением доходов на 93 млрд. рублей в результате «замораживания» тарифов на перевозки. СПР однозначно выступил против таких недальновидных решений – железной дороге и так крайне не хватает квалифицированных специалистов! Подобные заявления руководства ОАО «РЖД» являются откровенным шантажом, если учитывать тот факт, что доходы членов правления монополии в 2012 г. выросли на 40% до 1,8 млрд. руб. А в самом правлении заседают 26 человек. Более того, компания не собирается отказываться от нецелесообразных планов по покупке греческой железной дороги и портов за 250 млн. евро!
Ужасающая ситуация сложилась в сфере обеспечения безопасных условий труда. Оборудование, на котором трудятся работники, устарело еще несколько десятилетий назад, в результате, производственные травмы повсеместно стали обычным явлением. Машинистам и их помощникам не предоставляется достаточно времени для отдыха – именно в этом заключается причина аварий и крушений, происходящих на железных дорогах.
Разве можно, учитывая вышеизложенные факты, причислять ОАО «РЖД» к социально-ответственным компаниям?!
Е.А.Куликов, завершая выступление, заявил, что считает необходимым ввести и законодательно закрепить само понятие социальной ответственности компаний. Требуется разработать и внедрить на практике универсальный набор базовых индикаторов как части отчетности организаций, позволяющий оценивать эффективность работы по реализации планов, соглашений, договоров, направленных на оптимизацию социально-трудовых отношений с учетом перспектив личностного развития сотрудников.
Доводы Е.А.Куликова были поддержаны представителем Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Она подтвердила многочисленные нарушения, выявленные прокурорскими проверками на объектах ОАО «РЖД». В частности, выяснилось, что с 2009 года аттестация рабочих мест проводится с многочисленными нарушениями: помощникам машинистов присваивается меньший класс вредности, чем самим машинистам, несмотря на то, что работают они в одной кабине! Замеры допустимого шума проводятся при скорости в 50 км/ч, хотя государственными нормативами закреплена скорость в 75 км/ч! Измерение микроклимата в рабочих помещениях проводится в межсезонье, несмотря на предписания осуществлять подобные проверки в самый жаркий и самый холодный периоды. Указания инспекций, по словам прокурора, работодателями систематически не выполняются, но после сходов поездов у них почему-то возникают вопросы относительно причин аварий… А ответ один – причина в некомпетентности работодателя, который готов экономить на здоровье своих сотрудников.
По словам прокурора, в настоящий момент готовится акт прокурорского реагирования в отношении ОАО «РЖД».
Свою позицию выразили Председатель первичной профсоюзной организации (ППО) МПЖ моторвагонного депо Пермь-2 Свердловской железной дороги А.Н.Волегов, Главный правовой инспектор труда МПЖ Д.И.Русинович-Русак и Председатель ППО железнодорожных рабочих Независимого агропромышленного комплекса М.Ю.Ляпаков. Выступающие отметили, что сегодня ОАО «РЖД» категорически отказывается идти на диалог с работниками и сотрудничать в улучшении условий труда, предпочитая вкладывать миллиарды рублей в проекты, не несущими никакой пользы для отечественных железных дорог.
Председатель ППО железнодорожных рабочих Независимого агропромышленного комплекса Михаил Ляпаков выступил, приводя примеры нарушений на железной дороге. Для наглядности он предоставил Коллективное открытое обращение работников станции Кандалакша, под которым подписались более 100 человек, отправленное в разные инстанции вплоть до Президента РФ. Член ОП Д.Е.Галочкин на Круглом столе объявил о том, что данная ситуация взята под контроль и соответствующие меры будут приняты в ближайшее время.
Лидеры межрегионального профсоюза «Таксист» Я.И.Щербинин и А.В.Попков сместили вектор дискуссии на проблемы водителей, коих оказалось немало. Все еще властвует рынок нелегальных извозчиков, которые отбирают хлеб у тех, кто имеет законное право оказывать услуги перевозки пассажиров. До сих пор не урегулирован вопрос с диспетчерскими службами, которые, борясь за клиента, опускают тарифы все ниже, а в результате, водители получают мизерные зарплаты. Лидеры профсоюза отметили, что перемены в сфере такси необходимы – только в этом случае мы получим по-настоящему квалифицированный и подконтрольный закону рынок перевозок.
Генеральный инспектор труда С.В.Храмов вернулся к теме ситуации на железных дорогах. Он отметил, что для реализации принципов социального партнерства работодатель должен стремиться к тому, чтобы к участию в заключении Коллективного Договора (КД) были привлечены все профсоюзы соответствующего работодателя. На это направлены нормы статьи 37 Трудового Кодекса (ТК) РФ, но они не реализуются на практике из-за стремления профсоюза - фаворита работодателя, к отстранению конкурента от участия в коллективных переговорах и контроля над исполнением КД. В этой связи работодателям, в частности ОАО «РЖД», рекомендуется ввести в состав комиссии по разработке КД на 2014 год представителя ППО МПЖ работников ОАО «РЖД»; включить в состав профсоюзной стороны Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в организациях железнодорожного транспорт одного представителя МПЖ.
Кроме того, С.В.Храмовым было внесено предложение обратиться к Комитету по труду и социальной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с рекомендацией о внесении изменений в 37 и 393 статьи ТК РФ, регулирующих систему социального партнерства.
Формирование комплекса экономических мер является необходимым для стимулирования работодателя к социализации его действий, развитию системы реального социального партнерства.
Стало известно, что 9 сентября 2013 года в «Российской газете» опубликовано уведомление о том, что профсоюзный комитет РОСПРОФЖЕЛа отправил главе ОАО «РЖД» В.Якунину предложение о начале переговоров по новому КД на 2014-2016 годы. И, в соответствии с ч.5 ст.35 ТК РФ, приглашает все другие первичные профсоюзные организации работников ОАО «РЖД», войти в состав единого представительного органа работников в течение 5 рабочих дней.
11 сентября МПЖ направил в РОСПРОФЖЕЛ требование о включении в комиссию своих представителей. В соответствии со статьей 36 ТК РФ, работодатель обязан в течение 7 рабочих дней со дня получения предложения от профсоюза издать приказ о создании комиссии по КД с включением в нее представителей всех изъявивших желание профсоюзных организаций. Если к девяти прибавить девять (семь рабочих дней плюс два выходных), то получается, что 18 сентября, в день заседания Круглого стола Председатель МПЖ Е.А.Куликов должен был получить копию приказа В.Якунина о включении в состав комиссии. Поскольку этого не произошло, то Круглый стол принял решение напомнить руководству ОАО «РЖД» о необходимости строго исполнять закон, направленный на реализацию принципов социального партнерства.
|