|
|
|
Южная территориальная организация Российского профсоюза моряков (ЮТО РПСМ) подвела итоги работы за год и вспомнила самые интересные события.
Акция профсоюзов в защиту прав плавсостава
С 13 по 15 мая 2013 года ЮТО РПСМ принимала участие в Неделе действий в защиту трудовых прав моряков.
Это самая известная кампания Международной федерации транспортников (МФТ), официально запущенная еще в 1948 году. В странах черноморского региона – России, Украине, Румынии, Болгарии, Турции и Грузии – она прошла впервые. В течение трех дней активисты ЮТО РПСМ и инспекторы МФТ проверяли условия труда и быта моряков в пяти российских портах: Новороссийске, Ейске, Порту Кавказ, Темрюке и Тамани.
Итоги акции таковы: в российских портах были проверены 26 судов, морякам помогли вернуть более 73 тысяч долларов задержанной заработной платы. Немало внимания было уделено грядущему вступлению в силу Сводной конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве» 2006 года (ее еще называют «Биллем о правах моряков»). Помимо самих моряков, о ней узнали и представители морского бизнес-сообщества Юга России.
MLC-2006: от слов к делу
Так называется профсоюзная кампания, которую уже полгода проводит ЮТО РПСМ в поддержку Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC-2006).
Прошли первые проверки в порту Новороссийска и задержания силами службы портового контроля из-за долгов по зарплате перед плавсоставом: сухогруза «SHT Huseyin Akil» и балкера «Hermann Schoening». Еще одно российское судно-комету задержали из-за нарушения температурного режима в пассажирском салоне.
Всегда на вашей стороне
В этом году Совет ЮТО РПСМ подвел итоги работы за пять последних лет.
В этот период профсоюзу не раз приходилось выступать на стороне моряков, защищая их права на безопасный труд, достойную заработную плату, репатриацию и нормальный быт на судне. Профсоюз поддерживал их и в экстремальных ситуациях, будь то стихийное бедствие или пиратская атака. Так, ЮТО РПСМ оказала материальную помощь членам экипажа танкера «Energy Centurion», побывавшим в пиратском плену в Нигерии в 2012 году, а практиканту из ГМУ им. адмирала Ф. Ушакова, получившему в том рейсе пулевое ранение в ногу, помогла получить компенсацию затрат на лечение. Кроме того, ЮТО РПСМ оперативно пришла на помощь морякам, которые частично или полностью потеряли свое имущество из-за наводнения в Крымске, Новороссийске и других городах.
Сегодня ЮТО РПСМ объединяет в своем составе шесть первичных и городских профсоюзных организаций, работающих на территории от Новороссийска до Тамани и Ейска. Она успешно защищает социально-трудовые права и интересы членов профсоюза и, в первую очередь, тысяч российских моряков. Вряд ли это было бы возможно без такого действенного инструмента, как коллективный договор: в активе ЮТО РПСМ таких действующих договоров восемь. Являясь «основным законом» на предприятии, они регулируют трудовые и социально-экономические отношения с его работниками.
Языком цифр
В юридический отдел ЮТО РПСМ в 2013 году поступило более 300 обращений. Большая часть из них касалась трудовых споров – невыплаты заработной платы, оплаты репатриации, законности списания с судна. Моряки приходят в профсоюз, чтобы познакомиться со списком сертифицированных круингов, узнать о репутации компании, с которой собираются заключить трудовой договор. И, кстати, показать юристу сам текст соглашения: нет ли в нем подводных камней. Обращаются моряки и за консультацией по общим гражданским вопросам.
В профсоюзном спортзале в минувшем году бесплатно занимались постоянно или периодически более 500 человек. Это не только члены РПСМ, но и их близкие. Самыми урожайными на посетителей стали зимние месяцы – в этот период выдано 250 абонементов.
Спасибо за помощь
ЮТО РПСМ в 2013 году не раз помогала морякам получить задолженность по зарплате.
В июле электронный сигнал SOS поступил в Новороссийск из Юго-Восточной Азии. В беду попал Николай Егурнев, второй помощник капитана научно-исследовательского судна «Мезень» (флаг Россия, порт приписки Санкт-Петербург, судовладелец ЗАО «Ларге»). Техинспектор труда ЮТО РПСМ Игорь Холявка связался с представителями судовладельца, и буквально на следующий день задолженность полностью погасили. Моряк написал в профсоюз: «Деньги действительно переведены, огромное спасибо вам и вашим специалистам».
Другой случай произошел с турецким экипажем уже зимой. Старпому с парома «Kocatepe» работодатель задолжал $15 тысяч. Благодаря своевременному вмешательству ЮТО РПСМ и представительства МФТ в Новороссийске конфликт был погашен, а моряк получил свою зарплату в полном объеме.
Практически ежедневно техинспекция ЮТО посещает суда в порту Новороссийска, проверяет, в каких условиях трудятся моряки, вовремя ли выплачивается заработная плата, есть ли на борту спецодежда, в норме ли питание. Количество проинспектированных судов в 2013 году составило 54.
|