|
|
|
Вчера в Находке завершился четвертый день Недели действий против удобных флагов. Так получилось, что все проинспектированные представителями Российского профсоюза моряков (РПСМ) суда работают под флагом Камбоджи, а в экипажах – сплошь россияне.
Как рассказал председатель Дальневосточной региональной организации (ДВРО) РПСМ Николай Суханов, проверки условий труда и быта прошли в рыбном порту Находки и на коммерческом причале территории бывшего железобетонного комбината. В рыбном порту стояли два судна – «Iman» и «Eastern».
Первый теплоход был на перестое и ожидал указаний руководства компании относительно следующего порта погрузки. Судно прибыло из Японии с грузом автотехники. В экипаже «Iman» трудятся 15 дальневосточников. Профинспекторы ДВРО РПСМ сразу отметили, что на моряках хорошая новая спецодежда и обувь. Однако что касается договоров и других условий труда, тут у представителей профсоюза возникли вопросы.
– Моряки нанимались на судно во Владивостоке в круинге «Natie», – рассказал Николай Суханов. – Капитан показал «Общие условия найма и работы моряков в компании», индивидуальные контракты членов экипажей и Сертификат о выполнении судовладельцем требований Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC). Коллективного договора на судне не оказалось, поэтому зарплаты моряков нас нисколько не удивили. Например, матрос AB получает $1000, а питание организовано на $6 в сутки на человека. Хорошо, что хотя бы задолженностей по заработным платам на т/х «Iman» нет.
На корме судна представителям РПСМ удалось пообщаться со всеми членам экипажа. Моряков интересовало, какая зарплата у матроса 1 класса согласно колдоговора, и какие законы действуют на борту судна в отношении моряков, что такое Международная федерация транспортников (МФТ), и чем она занимается. Инспекторы ответили на все вопросы, после чего многие члены экипажа решили вступить в ряды РПСМ и попросили выйти на судовладельца с предложением провести переговоры по заключению колдоговора для т/х «Iman».
Следующим теплоходом стал великовозрастный «Eastern». Как сообщил его капитан, судну аж 44 года. Теплоход работает на линии Япония-Находка, перевозит автошины. «Моряки рассказали, что т/х «Eastern» следует в Японию с дисками, затем там члены экипажа собственноручно надевают на них автошины, сами грузят их на судно и доставляют в Находку, – отметил председатель ДВРО. – Что недопустимо: моряки выполняют работу докеров, а это потенциальная опасность для здоровья и жизни, как в порту, так и в рейсе из-за усталости».
На этом неприятные сюрпризы на судне «Eastern» не закончились, хотя полученная информация уже говорила о том, что на теплоходе вряд ли обнаружится коллективный договор. Так и оказалось. «Экипаж состоит из 15 российских моряков, которые не имеют ни индивидуальных контрактов, ни коллективного договора, одобренного МФТ, – сказал лидер ДВРО РПСМ Николай Суханов. – Судно «Eastern» – ярчайший пример удобства для судовладельца, а главная выгода для работодателя от флага Камбоджи заключается в жестокой эксплуатации российских моряков. Кстати, обязательного на каждом судне Сертификата по MLC на теплоходе тоже не оказалось, что в общем-то даже не удивительно: разве можно выдать документ судну 1970 года постройки?»
Третьим и последним на сегодня стал еще один камбоджийский теплоход «DPL Alyur» с российским экипажем на борту. Моряки приняли активное участие в обсуждении проблем удобного флага, а представители РПСМ разъяснили им цели и задачи проводимой кампании. «Мы обратили внимание команды на то, чем грозит моряку работа на судне под удобным флагом и без коллективного договора, которого на «DPL Alyur» не оказалось. После разговора один из моряков сразу вступил в ряды профсоюза, и мы предложили ему возглавить судовой комитет».
На всех трех судах с российскими моряками, которые работают под флагом Камбоджи, грубо нарушаются международные нормы и требования в отношении их трудовой деятельности. РПСМ подготовит и направит нотисы в адрес судовладельцев указанных выше судов о несоблюдении прав россиян, а также с предложением провести переговоры по заключению коллективных договоров.
Неделя действий против удобных флагов проходит в портах Восточной Азии с 23 июня и завершится завтра, 27 июня.
|