|
|
|
Минимальная оплата труда моряков на судне под российским флагом не может быть ниже ставок Международной организации труда – так указано в проекте формы трудового договора, подготовленном Министерством труда РФ. На этой формулировке настоял Российский профсоюз моряков, принявший участие в разработке документа.
2 октября закончилось общественное обсуждение проекта приказа «Об утверждении примерной формы трудового договора, заключаемого работодателем (судовладельцем) и работником (моряком) для работы в составе экипажей морских судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации», разработанного в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. Как указано в преамбуле, предлагаемый проект подготовлен в целях реализации положений Конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве» (КТМС).
Что касается новой формы трудового договора, то она практически полностью отражает содержание КТМС и подробно разъясняет права и обязанности как моряка, так и его работодателя. В проекте документа прописано все: и нормы рабочего времени, и питание, и социальные гарантии, и вопросы страхования и репатриации, и порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и его расчет, и даже рассмотрение жалоб моряков на борту судна.
Особенно хочется порадоваться за тот раздел трудового договора, где говорится о заработной плате. Впервые в истории в официальном документе фигурирует такое понятие, как минимальный размер зарплаты моряка. В проекте договора указывается, что согласно пункту 1 Руководящего принципа В2.2.4 Конвенции 2006 года «О труде в морском судоходстве» базовая оплата труда или заработная плата за календарный месяц службы квалифицированного моряка должна быть не ниже ставки, периодически устанавливаемой Паритетной морской комиссией Международного бюро труда.
Конвенционный «квалифицированный моряк» в переводе на русский язык означает матроса первого класса, и в 2014 году его базовая ставка составила 585 долларов США. Безусловно, не стоит ожидать того, что с введением новой формы трудового договора заработная плата моряков по всей стране вдруг в одночасье повысится. Конвенция уже год как действует, и российским работодателям ничто не мешает добровольно соблюдать ее требования, однако таких добровольцев чего-то не очень много, а Рострудинспекция не проявляет к вопросу должного интереса. Хотя не только может, но и должна. Зато этот международный минимум, зафиксированный на уровне Министерства труда, может иметь большое значение для прокурорских проверок и судебной практики: ведь пока суды за отправную точку берут российский минимальный размер оплаты труда, а он существенно ниже – 5554 рубля.
Здесь надо отметить, что ставки МОТ, впрочем, как и другие конвенционные стандарты, в проекте трудового договора появились только благодаря участию в разработке документа Российского профсоюза моряков. В первоначальном варианте проект носил откровенно рамочный характер и не учитывал ни реальных условий труда моряков, ни многих норм КТМС. Теперь же утверждение предлагаемой редакции договора было бы идеальным вариантом, однако и здесь есть одно «но».
Как известно, требования КТМС таковы, что каждое государство-член должно принять новые или внести изменения в существующие нормативные правовые акты, которые регулировали бы конвенционные нормы, содержащиеся в трудовом договоре моряка – чтобы не было правового противоречия. А с этим как раз есть сложности.
Например, по настоянию профсоюза в той части трудового договора, которая касается обязанностей работодателя, Минтруд указывает на страхование заработной платы и других причитающихся членам экипажа судна сумм, включая расходы на репатриацию, а также страхование жизни и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей. Эта же норма, кстати, уже лет десять как содержится в Кодексе торгового мореплавания РФ, но выполнять ее никто особенно не спешит. Вернее сказать, ее выполнение зависит от доброй воли работодателя. Причина лежит на поверхности: до сих пор нет соответствующего федерального закона, который бы, во-первых, разъяснял правила подобного страхования, а во-вторых, устанавливал конкретную ответственность за его неисполнение.
Более того, пока ни один из государственных органов, имеющих соответствующие полномочия, например, тот же Роструд или Минтранс, не озадачился ситуацией и не попытался ее исправить. К подобным непроработанным вопросам относится и пункт, посвященный рабочему времени и времени отдыха работника.
В проекте трудового договора абсолютно точно в соответствии с требованиями КТМС указано, что максимальная продолжительность рабочего времени не может превышать 14 часов в течение любого 24-часового периода и 72 часов в течение любого периода в семь дней. Максимальная продолжительность работы работника на судне между двумя периодами нахождения в отпуске не может превышать 120 календарных дней. Тем не менее, действующее в настоящее время «Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавсостава судов морского флота» таких норм не содержит, а проект нового «Положения», разрабатываемый Минтрансом, еще не утвержден...
Как бы то ни было, в предлагаемом сегодня Министерством труда проекте трудового договора плюсов однозначно больше, чем минусов. В настоящее время проект проходит ведомственное согласование, и хотелось бы, чтобы к моменту его утверждения вся нормативная база соответствовала требованиям Конвенции.
|