|
|
|
В Москве состоялась встреча министра транспорта РФ Максима Соколова с лидерами общероссийских отраслевых профсоюзов, представляющих интересы работников транспорта. Она была приурочена к приближающемуся празднику – Дню Великой Победы. Интересы моряков на встрече представлял председатель Российского профсоюза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков.
Министр отметил, что встреча проходит в преддверии замечательного праздника – 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, и заверил, что ведомство будет поддерживать традицию проведения встреч и работать с профсоюзами в рамках заключённых соглашений.
Особое внимание М. Соколов уделил теме транспортного образования. Он напомнил, что ключевым вопросом в достижении целей Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года является кадровое обеспечение транспортной отрасли. Между тем реформы в сфере морского образования вызывают тревогу у РПСМ.
Так, упразднение филиалов высших морских образовательных учреждений в городах с компактным проживанием моряков, таких как Архангельск и Астрахань, присоединение высших морских образовательных учреждений к речным, как это произошло в Санкт-Петербурге, РПСМ считает недопустимыми экспериментами. Они ведут к деградации морского образования в России, губят костяк преподавательского состава по подготовке высококлассных специалистов морского флота.
На фоне того, что сегодня молодежь не стремится работать в море, одной из причин падения интереса к морским профессиям специалисты РПСМ называют намеренное принижение Минтрансом России роли и значения среднего специального морского образования в карьерном росте моряков на судне. Проще говоря, не имея высшего образования, теперь нельзя стать капитаном. Требование к занятию основных должностей комсостава судов исключительно специалистами с высшим морским образованием закреплено в действующем Положении о дипломировании членов экипажей морских судов.
Принимая во внимание многочисленные нарекания выпускников морских образовательных учреждений – многие из них не могут трудоустроиться по окончании учебы, поскольку нет необходимой плавпрактики для получения рабочих дипломов – РПСМ предложил согласовывать программы прохождения производственной практики на борту морских судов с судовладельцами.
Среди других предложений, требующих безотлагательного обсуждения, наиболее актуальными остаются вопросы, связанные с адаптацией Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС) к российскому законодательству.
В первую очередь, необходимо подготовить проект федерального закона о внесении изменений в ряд ФЗ, регулирующих трудовые отношения на борту судов. Это касается трудовых договоров моряков, зарплаты, права на отпуск, компенсации морякам в случае утраты или затопления судна и других случаев. Как считают в РПСМ, законодательное установление минимального размера зарплаты в соответствии с нормами Международной организации труда (МОТ) поможет избежать серых выплат. Нормы КТМС следует распространить и на суда, занимающиеся каботажными перевозками.
Другой важной проблемой является вопрос медицинского освидетельствования моряков, решение которого затягивается Минздравом России. Подготовленный ведомством проект нормативного акта не учитывает требований Манильских поправок к Международной конвенции 1978 года о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (ПДНВ), к которой отсылает КТМС в части создания списка признанных медучреждений и врачей. Если законопроект не будет подготовлен к 1 января 2017 года – медицинские документы российских моряков не будут признаваться легитимными, что создаст им серьёзные проблемы при трудоустройстве на международные рейсы.
Помимо приведения российского законодательства в соответствие с положениями международных норм, РПСМ беспокоит также вопрос защиты национального морского рынка труда. Угрозу ему, по мнению профсоюза, представляет создание так называемых «свободных портов». Резиденты таких зон, включая судовладельцев, освобождаются от необходимости получения разрешений на привлечение иностранцев и лиц без гражданства для работы в составе экипажей морских судов под Государственным флагом Российской Федерации. Труд иностранных моряков на континентальном шельфе и особенно в его арктической зоне вообще не должен применяться, убеждены в РПСМ. По этому вопросу профсоюз уже обращался не только в Минтранс, но и к Президенту.
Кроме того, Юрий Сухоруков как председатель Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) обозначил непростую ситуацию, сложившуюся в портах республики Крым. Несмотря на то, что этот вопрос поднимался на прошлогодней встрече, положение, по мнению председателя Профсоюза работников морского транспорта Республики Крым (входит в состав ФПРМТ) Ирины Черненко, по-прежнему остается очень сложным. В трудовом коллективе сохраняется напряженность, которая связана с проблемой неплатежей агентскими компаниями ГУП «Крымские морские порты» и угрозой возможного сокращения. В октябре прошлого года даже пришлось обращаться к Президенту России в поддержку коллектива этого предприятия.
На прошлогодней встрече М. Соколов объяснял тяжелую ситуацию в Крыму передачей управления Крымскими портами от Минтранса Правительству Крыма, в результате чего якобы были нарушены схемы оплаты и финансирования. Он также сообщил об участии Минтранса в проработке новой схемы финансирования предприятия и заверил, что проблема известна и будет решена.
Однако на сегодняшний день мало что изменилось в лучшую сторону. Грузопоток крымских портов упал вследствие санкций, введенных против республики Крым. Зарплаты работников порта не велики, люди фактически живут от зарплаты до зарплаты, При этом ежемесячно возникает угроза задержки выплаты заработной платы 3,5 тысячам работников.
Как заметил Юрий Сухоруков, учитывая известные обстоятельства, осложняющие нормальную работу морских предприятий на Крымском полуострове, Министерству нужно держать на постоянном контроле самые больные вопросы: обеспечение необходимыми грузопотоками и выполнение финансовых обязательств. Крайне важно, чтобы контрагенты ГУП Республики Крым «Крымские морские порты» четко платили по договорам за полученные услуги. Только так можно сохранить социальную стабильность в коллективе его работников.
В завершение министр подчеркнул важность взаимодействия в рамках социального партнёрства общероссийских профсоюзов, представляющих интересы работников, и союзов, объединений и ассоциаций, представляющих интересы работодателей транспортного комплекса. «Именно это взаимодействие обеспечивает реализацию и развитие принципов социального партнёрства, нормализует социальную обстановку, что в свою очередь способствует созданию потенциала дополнительного роста экономических показателей», – подытожил М. Соколов.
|