|
|
|
Судя по описаниям, тяжелая ракета-носитель «Ангара» должна стать триумфом российских технологий и политики импортозамещения. Если все пойдет хорошо, то в 2030-м она доставит российских космонавтов на Луну. Вот только рабочие омского ПО «Полет», на котором строят это чудо техники, не ощущают оптимизма. Вместо того чтобы мечтать о завоевании космоса, они боятся за свои рабочие места здесь, на Земле.
Активисты МПРА пообщались с некоторыми рабочими ПО «Полет». Работники 60-го, 14-го, 21-го и первого цехов в дружеской беседе рассказали, что в последнее время на них оказывается определенного рода давление. «Нет материалов, инструментов, а готовые детали отдай начальству», - говорит токарь цеха №1 с печальным и усталым лицом. А вот мнение фрезеровщика цеха № 14: «Выживают нас, чтобы не платить за сокращение». Опасения насчет возможных массовых сокращений высказали и другие работники цехов.
Обоснованы ли эти слухи? Ведь, как известно, предприятие стало главным по сборке «Ангары». Центр имени Хруничева (филиалом которого является омский «Полет»), действительно, объявлял в декабре прошлого года о начале масштабной «оптимизации». Под нее попали сотрудники Ракетно-космического завода (РКЗ) и КБ «Салют» в подмосковных Филях. В конце прошлого – начале нынешнего года штаты РКЗ сократили с семи до пяти тысяч человек, а «Салюта» - на 20-25%. Также сообщалось о распродаже части земель, принадлежащих «Хруничеву» в Филях. Однако оптимизация на подмосковных площадках объяснялась именно тем, что производство «Ангары» было перенесено в Омск. В чем же тогда дело?
Действительно, ПО «Полет» было выделено 12 млрд. рублей инвестиций. Но теперь рабочие опасаются, что на «Полёте» ликвидируют все остальные производства. По их словам, «Полет», раньше делавший ракеты-носители и спутники, самолеты и боевые ракеты, теперь должен превратиться в монопроизводство «Ангары», что приведет к сокращениям и увольнению многих квалифицированных кадров.
Из бесед с рабочими выяснилось, что у них, несмотря на наличие такого госзаказа, как «Ангара», продолжает стабильно снижаться заработная плата. Это снижение связывают с возможными массовыми увольнениями. «Не хотят сокращать работников по закону, хотят, чтобы так уходили», - прокомментировал ситуацию фрезеровщик с тридцатилетним стажем.
Зато заводская газета, посетовал один из рабочих, захватывающе рассказывает о том, как хорошо трудиться на ПО «Полет», какие, якобы, широкие перспективы открываются перед заводчанами. Вот только заводчанам перспективы нужны уже сейчас. Потому что квартплату в стране никто не отменял, да и цены неумолимо ползут вверх. А у многих еще и дети. «Они бы лучше, - закончил этот рабочий, - рассказали, куда деваться сокращаемому работнику».
Что можно вынести из этих бесед? Рабочие ПО «Полет» не уверены в собственном будущем, ведь о планах руководства они лишь догадываются. Отсутствие достоверной информации провоцирует распространение слухов, а невозможность влиять на принятие решений и условия своего труда вызывает страх, чувство беспомощности. Изменить эту ситуацию можно только с профсоюзом, который будет реально представлять интересы рабочих в диалоге с работодателем. Бороться с сокращениями можно. Прекрасные примеры таких побед в последнее время показали рабочие калужского завода «Фольксваген», омские рабочие на АО "ОмскТрансМаш", металлурги Качканарского ГОК и многие другие. Эту простую мысль мы и старались донести до наших собеседников.
|