|
|
|
Практика трудоустройства на суда за деньги процветает. Как правило, такого рода мошенничеством занимаются недобросовестные крюинговые компании, обещающие работу на лучших судах известных компаний и баснословные зарплаты.
Понятно, что каждому моряку, особенно начинающему, хочется отправиться в рейс как можно быстрее. Порой моряки без опыта работы пытаются ускорить ход событий, предлагая деньги за свое трудоустройство, или же просто покупают документы, чтобы «поскорее выйти в море». Это – одна из основных ошибок начинающих моряков, которая может стоить им будущей карьеры.
Почему моряки готовы платить за право работать?
Среди плавсостава распространено мнение о высокой конкуренции. Моряки считают, что без блата или платы вырваться на просторы Мирового океана практически невозможно. Но это далеко не так.
Председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) Николай Суханов поделился своим видением ситуации: «Количество работающих за границей российских моряков год от года падает. Причина тому – уменьшение числа мореходных учебных заведений. Сейчас основная часть моряков – старая гвардия. Они уходят на пенсию, а заменить их некем».
Это подтверждает и генеральный директор крюинговой компании «ВолдИнтер» Николай Вовненко: «После ратификации Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, стал действовать возрастной ценз. Мы не можем устраивать на иностранные суда старших офицеров в возрасте свыше 55 лет, а младших – свыше 30 лет. А молодых кандидатов – мало».
Директор калининградской крюинговой компании KOF Сергей Левченко рассказывает: «Сейчас есть спрос на командный состав. Матросы и мотористы требуются редко. Самая востребованная вакансия – старший механик. Следом идет старпом».
Кому платить нельзя?
Ни в коем случае не стоит предлагать или соглашаться оплачивать услуги:
- личностей, предлагающих трудоустройство на морских тематических форумах в интернете. Часто мошенники регистрируются под вымышленными именами и фамилиями, указывая в своей анкете авторитетные должности – капитана, старпома или работника крюингового агентства;
- крюинговых компаний, если они просят денег больше, чем стоит оформление необходимых документов. Моряки рассказывают о компаниях, требующих отдать «деньги за внесение в базу» или «месячный оклад за трудоустройство». Это – незаконно! Согласно статье 4 Конвенции Международной Организации Труда № 179 «О найме и трудоустройстве моряков» – крюинговые агентства не имеют права требовать денег за трудоустройство. Единственное, что допускается – сборы, необходимые для оплаты государственных пошлин за оформление документов, виз и оплата морской медкомиссии, если моряк проходит ее в медцентре, имеющем контракт с крюингом.
Как избежать мошенников?
Деятельность крюинговых компаний в России лицензируется Главным управлением по вопросам миграции МВД – компания должна получить лицензию на право трудоустройства российских граждан за рубежом (Напомним, что Федеральная миграционная служба, ранее занимавшаяся лицензированием, была упразднена Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г.).
К тому же, согласно Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС-2006), агентство должно иметь сертификат соответствия ISO 9001:2008. Поэтому, прежде чем обращаться в крюинг или отсылать им свою анкету, стоит поинтересоваться – есть ли у него все необходимые сертификаты и лицензии.
На сегодняшний день списки крюингов в интернете насчитывают почти 700 организаций. По данным СМИ, лицензиями обладают около 250 из них, сообщает ресурс crew-man.com. Остальные предоставляют услуги трудоустройства, не имея на то законного права и не давая морякам никаких гарантий. Согласно данным МВД, в 2015 году 53 868 человек устроились работать на суда под иностранным флагом. СМИ же сообщают, что это число почти в 2 раза больше.
Почему нельзя платить за трудоустройство?
Отдавая «один месячный оклад» просто за возможность попасть на судно, моряки сильно рискуют. Недобросовестные компании не берут на себя ответственность за реальное трудоустройство, о чем моряка не предупреждают заранее. Потом, после нескольких месяцев ожидания, он может с удивлением узнать, что ему просто предоставили «информационно-консультационные услуги», а на работу устраивать и не собирались.
В основном в таких схемах замечены «крюинговые» компании в городах, расположенных вдали от моря. Серьезному крюингу для настоящей работы поблизости нужен порт со всей необходимой инфраструктурой и моряками. Найти моряков, медцентр, сертифицированный для прохождения морской медкомиссии, возможности для взаимодействия с морскими организациями и судовладельцами в глубинке сложно, поэтому появление там крюинговой компании само по себе будет подозрительным.
Судовладелец, который обращается за подбором персонала в подобные конторы, тоже доверия не вызывает – либо он не заплатит денег, либо судно его может оказаться трижды перепроданным и будет задержано в очередном порту, либо перевозимый груз окажется криминальным. Иногда моряк может соблазниться обещаниями огромной зарплаты и комфортных условий, а в результате оказаться на ржавом корыте, в котором бесперебойно работают только насосы, откачивающие воду из льяльных колодцев.
Полулегальная крюинговая компания не сможет нормально организовать прибытие моряка на судно и увольнение с него по окончании контракта – банальное незнание менеджером законодательных тонкостей может привести к депортации моряка из страны.
В такую ситуацию попал третий помощник из Архангельска: «Прилетел в Варшаву, отправился из аэропорта дальше. Прибыв в нужный порт, не смог пройти формальности – оказалось, что мне нужна была еще шенгенская виза, правила у них там какие-то изменились. А в крюинговой компании никто не знал. В результате я провел сутки в настоящей тюрьме, а потом получил запрет на въезд в страну. Хорошо, что судно уходило на следующий день».
В некоторых случаях требование заплатить за трудоустройство – инициатива самого крюменеджера. Если компания серьезная, известная на рынке, стоит уточнить у руководства, с его ли согласия внедрена подобная практика.
Штурман из Находки советует: «Не нужно никому ничего платить! Нужно иметь голову на плечах и не лениться – поискать информацию в интернете, почитать отзывы моряков о крюингах, их предложения, поискать с кем они сотрудничают. Да, времени это займет много. Но возможность спокойно работать и знать, что не кинут с зарплатой, того стоит».
Полезный практический совет по поиску работы дает стармех из Калининграда: «Моряки, отработав зиму в теплых морях, хотят лето проводить с семьей. Так что хорошие предложения у крюинговых компаний бывают весной. И еще в декабре, перед Новым годом. И платить никому не придется».
– Услуги по подбору персонала, оказанные лицензированным круинговым агентством, оплачиваются непосредственно судоходными компаниями, а не моряками, – напоминают в Российском профсоюзе моряков. – Перед тем, как начать сотрудничество с тем или иным круингом, посмотрите список лицензированных агентств на сайте РПСМ или обратитесь за консультацией в профсоюзную организацию в своем регионе.
|