Вчера в конфликт вокруг транзита через Вентспилс белорусских калийных солей вступил неожиданный игрок - профсоюз работников вентспилсской стивидорной компании K?lija parks. Высказаться по проблеме сочли необходимым и другие, на первый взгляд, мало причастные к ней структуры.
Вчера в полдень более 200 сотрудников K?lija parks встали в пикет у здания Министерства сообщения. Они протестовали против высоких тарифов Latvijas dzelzce?š на транспортировку калийной соли, угрожающих их рабочим местам. На плакатах пикетчиков значились тезисы: "Шлесерс и Магонис (министр сообщения и председатель правления железной дороги) — могильщики транзита" и "LDz ведет политику тарифного геноцида".
Терминал тем временем простаивал: практически весь персонал фирмы рано утром организованно погрузился в автобусы и отбыл в Ригу. После пикета их покормили обедом и к вечеру вернули обратно в Вентспилс. С пикетчиками встретился глава LDz Угис Магонис. Впервые разговор публично зашел о возможности снижения расценок на перевозку калийной соли.
"Речь фактически идет о потерях в миллионы латов и ликвидации нашей отрасли. За два года тарифы на экспедицию белорусских удобрений в несколько этапов увеличились на 54%", — заявил председатель профсоюза Михаил Копча. По худшему сценарию развития событий Беларуськалий уйдет из Вентспилса, и в 2009-2010 гг. транзитный поток соли через нашу страну прекратится вообще — если не будут срочно приняты меры по повышению конкурентоспособности латвийского направления.
"Latvijas dzelzceš, используя свое монопольное положение, необоснованно повышает тарифы на перевозки. 27 декабря прошлого года нам снова подняли тарифную планку на 12%. Беларуськалий просил руководство LDz пересмотреть тарифную политику. И ничего! В итоге грузоотправители вынуждены искать другие экспортные коридоры, а латвийский транзит потеряет уже в этом году 1,5-2 млн. тонн соли",— сказал профсоюзный лидер.
После пикета председатель правления государственного АО Латвийская железная дорога Угис Магонис встретился с М.Копчей и председателем профсоюза железнодорожников Савелием Семеновым. И успокоил: тарифы по данной товарно-сырьевой группе будут пересмотрены в сторону уменьшения. Так ли это будет — покажет время.
Ведь лишь на прошлой неделе Latvijas dzelzce?š распространило заявление, в котором, не забыв подчеркнуть, что выходит на русском языке, фактически обвинило нашу газету в лоббировании интересов компании Kilija parks. Смысл в следующем: утверждения о неспособности железной дороги правильно оценить рыночную ситуацию не соответствуют действительности. (В прошлом году "железка" перевезла 48,7 млн. тонн грузов — на 11,2% меньше, чем в 2005-м.)
Такую реакцию со стороны Latvijas dzelzce?š вызвала публикация в от 31 января сего года "Латвия насолила белорусам". Речь в ней шла о недовольстве Беларуськалия позицией руководства железной дороги. Белорусская компания недоумевает, почему их партнеры не выполняют ранее данные обещания, а именно — не предоставляют скидки на транспортировку калийной соли. Все это содержится в письме, адресованном лично Угису Магонису, копия которого есть в распоряжении и которое наша газета цитировала. (Вчера, как сообщило информационное агентство LETA, генеральный директор Беларуськалия Андрей Башура заявил: "Стремительный рост тарифов создает впечатление, что Латвия эти грузы не хочет".)
Latvijas dzelzce?š расценила предыдущую публикацию как попытку применить силовые методы и воздействовать на их тарифную политику в пользу Kilija parks. "Транспортировка калийных удобрений в Латвии на 13% дешевле, чем в Литве, и на 25% дешевле, чем в Белоруссии. Тем временем их перевалка в Вентспилсе на 41% дороже, чем в Клайпеде", — говорится в распространенном LDz сообщении. Руководство стивидорной компании опровергает эти данные и называет их "взятыми с потолка и не соответствующими действительности".
Не преминула высказаться и экспедиторская фирма LSF Trans. Она обвинила Kilija parks в том, что та "думает только о своем кармане, прикрываясь государственными интересами, а пикет проводить вообще аморально". При чем здесь LSF Trans? Сейчас — ни при чем. Но раньше именно она, а не Latvijas dzelzceš, транспортировала минеральные удобрения в Вентспилс. Однако из-за затянувшегося конфликта этого экспедиторского предприятия со стивидорами "железка" заключила прямой договор с Беларуськалием. "Раньше мы были важной составляющей бизнеса по транзиту калийных удобрений. Поэтому оставляем за собой право высказывать свои — экспертные — оценки ситуации со стороны", — сообщили в пресс-службе LSF Trans.
|