Забастовщики жалуются на низкую зарплату и плохое отношение работодателей. По их словам, сейчас охранники в зависимости от категории получают от 1,30 до 2 латов за час работы. А надо бы вдвое больше.
- Я слышал от разных людей, что руководители называют охранников собаками, - говорит начальник смены Иварс Канберзс.
Угрозой интересам клиентов фирмы забастовку члены профсоюза не считают. Наоборот, из-за низкой зарплаты люди постоянно уходят. По словам Иварса Канберзса, из-за этого нередки случаи, когда охранника, пойманного пьяным, не увольняют, а просто переводят на другой объект. А на работу принимают бомжей, которым нужно отработать 168 часов за сертификат... Если же зарплату поднять, то клиентам будет только безопаснее.
Фирма: «У нас и так зарплата нормальная»
Пока что руководство фирмы не принимает условия бастующих. Председатель правления Falck Эдгарс Залитис:
- Нам был предложен проект коллективного договора на 120- 130 пунктов. Из них по трем пунктам мы не смогли договориться. Один из них - повышение зарплаты на 100%.
По словам г-н Залитиса, в фирме с зарплатами все в порядке и охранникам не на что жаловаться.
- Наша зарплата всегда выше на 5- 10%, чем в остальной охранной сфере, - говорит г-н Залитис. - За год зарплата поднялась на 15- 30%. Правда, нам вменяют в вину, что у нас зарплата брутто, а у других - на руки. Но если мы посмотрим на тех, кто подписал требование увеличить зарплату вдвое, то увидим, что в среднем в феврале их зарплата составила 670 латов. И если мы увеличим зарплату вдвое, то это будет больше, чем у депутатов Сейма. Тогда депутаты захотят у нас работать...
- Falck - одно из редких предприятий, которое за каждого из более тысячи работников платит налоги и обеспечивает все социальные гарантии, - заявил г-н Залитис. - На рынке, где процветает теневая экономика, трудно конкурировать не только по зарплате, но и по ценам на услуги. Есть компании, которые могут предложить более дешевую физическую охрану только потому, что они обходят налоги.
Профсоюз: «Начальство недоговаривает»
- Господин Залитис не говорит, что для того, чтобы получать 600 латов, нужно работать по 400 часов в месяц, - оппонирует лидер профсоюза охранников Валерий Штамерс. - То есть по 24 часа с отдыхом в сутки. По закону мы должны работать 40 часов в неделю, то есть 160 часов в месяц, максимально 200 часов в месяц, а люди работают по 400 часов.
- Пусть инспекция по труду проверит, какую зарплату получают сотрудники и какую - руководство. Может, у них и, правда, депутатская зарплата, - говорит г-н Штамерс. - До сих пор мы не получили письменных предложений от руководства о повышении зарплаты. Значит, пока не получим - забастовка будет продолжена в полном соответствии с законом. Что касается того, что не пришли все 84 человека из подписавшихся под заявлением, так им необязательно быть здесь или стоять в пикетах...
Сейчас, однако, делу уже дан законный ход. Инспекция по труду готовит распоряжение, в котором будет назначено время и место для наших переговоров с начальством.
А профсоюз уже расколот?
Впрочем, в руководстве профсоюза нет единства. Член правления Винета Берзиня вчера сказала нам:
- Люди в большинстве своем не пришли на забастовку потому, что узнали о председателе профсоюза нелицеприятные вещи. Например, что со вторника он уходит в отпуск. То есть он уйдет в отпуск, который будет оплачен, а люди останутся бастовать, не получая зарплату. Есть и другая информация, из-за которой у людей появилось недоверие к господину Штамерсу...
И вообще, по мнению г-жи Берзини, бастовать сейчас незачем, а Штамерса пора смещать.
- В пятницу у нас были переговоры с руководством, - говорит она. - Нам разъяснили, как будет повышаться зарплата. Поэтому и было решено, что люди не пойдут бастовать. Мы просили г-на Штамерса отменить забастовку, но он отказался. На ближайшем собрании профсоюза, скорее всего, будет рассмотрен вопрос о снятии его с должности председателя.
В ответ г-н Штамерс заявил, что г-жа Берзиня находится под влиянием руководителей фирмы.
- Она получила сто акций и теперь является заинтересованным лицом, - заявил он.