DaimlerChrysler (DC) продала свое убыточное подразделение Chrysler американскому инвестфонду Cerberus за $7,4 млрд. Но не получила из этих денег ни цента. Пришлось даже доплатить. Большую часть суммы, $6,05 млрд, Cerberus вложит в Chrysler. На долю DC остается немногим больше миллиарда. Между тем до завершения продажи она должна инвестировать в Chrysler $1,6 млрд и расплатиться по ее долгам на $900 млн. Общий убыток DC — $1,15 млрд. А председатель совета директоров Дитер Цетше радуется: “Мы нашли решение, выгодное для Daimler и для Chrysler”. Его радость понятна. Сложнее понять, как теперь жить покупателю.
В прошлом году Chrysler потеряла больше $1,5 млрд, в I квартале нынешнего — почти $2 млрд. Продажи падают, а на фирме висит $18-миллиардный долг по пенсионным выплатам бывшим рабочим. На страже их интересов — могущественный профсоюз United Auto Workers (UAW). Конечно, у Chrysler есть программа спасения: уволить каждого седьмого, сократить производство на 400 000 автомобилей, снизить долю гигантских внедорожников и пикапов в пользу чего-то помельче. Только все понимают, что это не главное. “Решение проблемы компании лежит вне сферы чистого бизнеса”, — говорит Пол Макдаффи из Массачусетского технологического института. Речь о тех самых $18 млрд.
Японским автопроизводителям в США час работы сотрудника уже обходится на $30 дешевле, чем американским, и разрыв растет: рабочие Ford, GM и Chrysler кормят не только себя, но и армию пенсионеров. Обязательства “большой тройки” перед профсоюзом равны почти $95 млрд. Задача нового владельца — снизить требования UAW и вывести долги в отдельный пенсионный фонд, чтобы рассчитаться по ним раз и навсегда. Справится ли он с грандиозной задачей, никто не знает. Но сделать это ему проще, чем DC, у которой рабочие по обе стороны Атлантики выступали единым фронтом. Есть у Cerberus и еще один козырь. Если UAW заупрямится, фонд может потребовать банкротства Chrysler по известной 11-й cтатье закона о банкротствах: фирма при этом не ликвидируется, а кредиторы в обмен на долги получают ее активы. Рабочие, став акционерами, должны будут платить пенсионерам из собственных доходов, которыми пока и не пахнет. Едва ли им это понравится.
Профсоюзная проблема — общая для “большой тройки”. Чтобы увеличить размер будущего пенсионного фонда, UAW может впоследствии привлечь к переговорам Ford и GM. В руках президента Cerberus Джона Сноу будущее всей американской автоиндустрии. Его неудача будет для нее приговором.
|