|
|
|
Автомобильная промышленность США снова взбудоражена. На первый взгляд случай с компанией DaimlerChrysler — «развод супругов», брак которых все равно никогда нормально не функционировал.
Однако это не совсем так: продажа иконы американской автоиндустрии Chrysler финансовому инвестору Cerberus изменит всю отрасль.
«Речь ведь идет не только о Chrysler», — утверждает Шон Макалинден (Sean McAlinden), главный экономист Центра автомобильных исследований в Анн-Арбор в штате Мичиган. Он подчеркивает, что каждая договоренность, которой удастся достигнуть могучему профсоюзу рабочих автомобильной промышленности (UAW) с Chrysler, будет напрямую влиять и на обоих его американских конкурентов — General Motors и Ford.
Реакция Детройта — Мекки автомобильной отрасли — на продажу Chrysler была нервной. Не прошло и пяти часов с момента объявления сделки, как появились слухи о возможном выходе из состава акционеров концерна Ford семейства Фордов. Билл Форд, правнук основателя компании Генри Форда, выбросил белый флаг еще в прошлом году, когда покинул пост генерального директора, уступив его бывшему главе Boeing Алану Мулалли. Доля на рынке второго по величине автоконцерна США постоянно сокращается вот уже в течение 12 лет.
Отраслевые эксперты убеждены, что продажа Chrysler привела автопромышленность к переломному моменту. «Эта сделка выбьет почву из-под ног многих людей», — сообщил профессор государственного университета штата Огайо Кевин Бойль газете New York Times. По его мнению, в лице Chrysler из биржевого бюллетеня не просто исчезнет первый представитель так называемой «большой тройки», а произойдет превращение «прозрачной» компании в некую частную фирму, реструктуризация которой будет проводиться в обстановке секретности. У руля этой фирмы оказывается ин¬вестфонд Cerberus, известный своим неприятием гласности и «кровожадностью», в особенности если речь идет о сокращении расходов на персонал.
В прошлом году Chrysler «пустила на ветер» 1,5 млрд долл. Все попытки Daimler хоть как-то дисциплинировать расходную структуру своей американ¬ской «дочки» завершились безрезультатно. В то время как профсоюз UAW шел на миллиардные уступки его конкурентам GM и Ford, концерн Daimler напрасно молил о том же. Президент UAW Рон Геттелфингер регулярно кивал на прибыли концерна, подчеркивая, что реструктуризацию Chrysler нельзя сравнивать с тем же процессом в GM и Ford. «Нам что, надо сначала потерять 10 млрд долл., чтобы потом получить такие же послабления, как GM и Ford?» — возмутился глава концерна Дитер Цетше. И вскоре после этого выставил Chrysler на продажу.
Более 50 тыс. рабочих Chrysler являются членами UAW. Профсоюз займет жесткую позицию, «если выяснится, что Cerberus намерена просто быстро заработать», прогнозирует Харли Шейкен, эксперт по трудовому праву в Калифорнийском университете в Беркли. «Помимо уже объявленного сокращения 13 тыс. рабочих мест других увольнений не планируется», — заверил глава Chrysler Том ЛаСорда. Ему вторит и председатель совета директоров Cerberus Джон Сноу, считая, что стратегия нового владельца Chrysler является долгосрочной.
Испытание на прочность этот союз пройдет совсем скоро: в июле начнутся новые переговоры между автопроизводителями и UAW. Их результаты покажут, насколько долговечна гармония партнеров и возможно ли достижение взаимоприемлемых договоренностей. Кроме всего прочего предстоящие переговоры станут краеугольным камнем для будущего развития всей автомобильной промышленности США.
|