Разговоры о введении в Украине минимальной почасовой заработной платы ведутся давно. В последнее время большинство политиков обещало установить довольно высокую планку даже для неквалифицированного труда. Так, спикер Александр Мороз вместе с Иваном Бокием внесли в парламент законопроект, согласно которому почасовую оплату неквалифицированного труда предлагается установить на уровне не меньше 10 грн. в час, а квалифицированного - на уровне от 25 грн. и выше.
Еще один проект закона внес Владимир Вязивский от «Нашей Украины». Он предложил оценивать работу украинцев по 12 грн. в час, независимо от категорий служащих. Депутаты говорили, что таким образом можно будет избавиться от практики выдачи зарплаты в конверте. В данной ситуации вряд ли удастся так резко поднять оплату труда, ведь исходя из минимальной зарплаты рассчитываются ставки, премии и прочие выплаты всем работникам бюджетной сферы, которых в Украине не один миллион.
Как впоследствии выяснилось, все эти проекты были не более чем попыткой понравиться избирателям: завершили парламентарии заявлениями о том, что нужно вводить минимальную почасовую зарплату на уровне 2,41 грн. в час! Чтобы не ломать себе голову, депутаты решили разделить размер минимальной зарплаты 420 грн. на общее количество рабочего времени в среднестатистическом месяце. В итоге у них и получилась эта цифра - 2,41 грн. в час. А к концу года, когда минимальная зарплата будет увеличена, почасовая оплата увеличится аж до 2,71 гривны в час. По сравнению с законопроектом того же Мороза квалифицированные работники получат в 10 раз меньше, чем предлагалось спикером.
Опасная «почасовка»
Казалось бы, все правильно: чтобы не обидеть тех, кто работает на ставке, депутаты как бы уравняли их и временных работников. Но, как утверждают в профсоюзах, это негативно повлияет на социальную защищенность работников. У предпринимателей появится соблазн нанимать людей на неполный рабочий день, на почасовую работу. В результате у многих будет неполный пенсионный стаж и такие же «полуотчисления» в социальные фонды. Проблема скрытой безработицы будет легализована, а в сферах услуг и в торговле предприятия тотально перейдут на почасовую оплату труда, что снизит уровень доходов населения.
Некоторые эксперты заявляют, что переход к почасовой оплате должен иметь под собой совершенно другой контекст - нужна градация минимальной оплаты согласно квалификации работника. В то время как сейчас действует плавающая тарифная сетка, которая позволяет по усмотрению руководства в большом диапазоне увеличивать или уменьшать коэффициент при начислении зарплаты.
Сытый голодному не товарищ
Не секрет, что украинские депутаты получают намного больше, чем большинство бюджетников, выживающих на зарплату, которая меньше прожиточного минимума. Увидеть ведомость с зарплатами депутатов не представляется возможным - в нашей стране это тайна за семью печатями. Однако известно, что среднестатистический депутат получает от 16 до 19 тысяч гривен в месяц. Кроме того, к зарплате депутат получает надбавки: за знание языков - до 25% оклада и за научную степень - еще 20%. Итого выходит около 20 тысяч гривен.
Получается, что среднестатистический народный избранник получает в 47 раз больше, чем уборщица, в 26 раз больше хирурга и более чем в 15 раз больше академика. Ничего не хотим сказать об интеллекте наших депутатов, но оценивать их труд в такие суммы как минимум нечестно, ведь многие из них даже не ходят на работу. Не хочется вспоминать о бойкотах заседаний оппозицией, но и в «мирные» времена в зале редко насчитывалось больше полутора сотен человек, которые голосовали по карточкам коллег.
Кроме зарплаты, нардепы имеют право содержать по нескольку десятков помощников, которые оплачиваются из госбюджета, а также получать огромное количество льгот. Оппозиция как-то даже посчитала, что одна минута работы депутатов Верховной Рады Украины пятого созыва обходится украинскому бюджету в 19 тысяч гривен. Это - один миллион 140 тысяч гривен в час! Если последнюю цифру разделить на 450 нардепов, то получится, что вместо одного депутата можно прокормить 2 533 уборщицы или 1 040 профессоров. На наш взгляд, весьма неравноценная замена.
В цивилизованных странах зарплата депутата находится на уровне квалифицированного работника. Так, к примеру, годовой доход члена английского парламента составляет около 45 тысяч фунтов стерлингов. Не пытайтесь сравнивать эту цифру с зарплатой нашего народного избранника. Следует сравнить ее лучше с годовой оплатой труда директора начальной английской школы, равной 31 тысяче фунтов, или врача, получающего более 46 тысяч фунтов. Если английский парламентер получает на уровне эскулапа, а наш, как 26 хирургов, то значит, украинские депутаты богаче английских в 26 раз. С такими доходами очень легко предлагать электорату работать за 2,41 грн. в час.
А КАК У НИХ
В США и ЕС платят не меньше 30 грн. в час
В европейских странах минимальная зарплата уже давно начисляется в почасовом формате, и ее средний размер составляет около 5 евро (приблизительно 33 грн.) за 60 минут работы. В Бельгии, Франции и Голландии этот стандарт достигает 7 евро (47 грн.), в Люксембурге - 10 евро (68 грн.). В бывших странах соцлагеря минимальная зарплата гораздо ниже. Так, в Чехии и Венгрии она составляет примерно 1,5 евро (10 грн.) в час.
Кстати, не так давно в Великобритании под давлением профсоюзов минимальную зарплату повысили до 5,35 фунта (52 грн.) стерлингов в час, а в США предполагается рост оплаты труда до 6,15 доллара (31 грн.) в час.
Естественно, что минимальные ставки платят за самую низкоквалифицированную работу, не требующую специальных знаний. Обычно столько получают работники фаст-фудов и уборщики.
|