|
|
Министр образования и науки Эстонии Тынис Лукас |
|
По утверждениям министра образования и науки Эстонии Тыниса Лукаса, в бюджете 2008 г. следует найти как минимум полмиллиарда крон для увеличения зарплат учителям, так как дефицит учителей может привести к драматической ситуации.
В августе правительство должно решить, сколько денег будет выделено на повышение зарплаты педагогов. Насколько повысится зарплата учителей в будущем году?
Переговоры с профсоюзами продолжаются. Цифры прояснятся в заключительной фазе переговоров.
Я считаю, что зарплата учителей, как и преподавателей вузов и ученых, должна стать одним из приоритетов. И это уже учтено в нынешнем бюджете.
На какое повышение зарплаты учителя могли бы рассчитывать?
В рамках прогноза нынешнего бюджета рассчитывать на требуемое профсоюзами 30-процентное повышение трудно. Моя цель — повысить на определенный процент зарплату всем учителям. Если местные самоуправления захотят дифференцировать зарплаты учителей, то смогут это сделать только в сторону повышения.
Кроме того, особое внимание следует уделить привлечению молодых педагогов в школы и уже в следующем году дать ход идее стартового капитала учителя.
А профсоюзы не переборщили, требуя повысить зарплату на 30 процентов?
Нет, работники системы просвещения годами слушали разговоры политиков о том, что заработок учителей должен быть не ниже среднего по стране. Средняя зарплата в последнее время выросла значительно, так что учительские доходы относительно ее остались на уровне 2001-2002 гг., если не стали ниже.
В этом требовании нет ничего аморального, по сути своей оно оправдано.
Насколько актуальна проблема нехватки учителей перед началом учебного года?
Учителей не хватает уже сейчас, и эту проблему необходимо решать оперативно. Кроме того, число выходящих на пенсию предметников столь велико, что в будущем возникнут еще большие проблемы.
В прошлом учебном году в стране было почти сто школ, в которых в течение года не преподавался хотя бы один предмет.
Что делать?
Повышение зарплаты будет больше привлекать людей к работе в школе и покажет, что общество ценит учителей.
Положительной тенденцией стало то, что на педагогический факультет Тартуского университета приняли в четыре раза больше, чем планировалось. Предпосылки к тому, что они пойдут (преподавателями) в школы, есть. Но для этого необходимо приложить определенные усилия.
Существует проблема учителей русскоязычных школ, привлечение в русскоязычные школы учителей, владеющих эстонским языком.
Что касается основных школ, в которых преподают на русском языке, то у 90 процентов преподавателей знания эстонского языка не соответствуют установленным требованиям.
Русскоязычная школа в значительной степени нуждается в обновлении кадров.
|