Руководитель Unilever Патрик Сеско, вдохновленный известиями о росте сбыта и о 16-процентном приросте за второй квартал, объявил о предстоящей «встряске», намеченной, по его словам, с целью дальнейшего повышения стоимости акций компании. Unilever планирует ликвидировать 20 тысяч рабочих мест – т.е. 11% от их общего числа по всему миру – в течение ближайших 4 лет. Причем эта ликвидация коснется, в основном, предприятий в Европе.
На сайте отрасли, в которой работает Unilever – представитель компании, говоря о предстоящем сокращении, заявил: «Европейская часть нашего производства – это больше продукты питания, нежели продукция личной гигиены, поэтому и сокращения коснутся больше предприятий продуктов питания». Unilever намерен «рационализировать или закрыть» до 60 фабрик, причем около 40% сокращений затронут непосредственно производственную часть. Сокращения уже идут в странах Бенилюкса, во Франции, Англии. Это первая волна предстоящих массовых закрытий объектов компании в Европе.
В течение последних 7 лет, в течение которых прибыли компании стабильно росли, Unilever, испытывая давление со стороны акционеров и рейтинговых агентств, закрыл или распродал более 125 фабрик, уменьшив количество рабочих мест вдвое – до 179 тысяч. Из этого числа на Европу приходится 44 тысячи.
В 2003 году, в рамках своей программы «Путь к росту», компания сообщила, что действительно близка к достижению уже запланированной ликвидации в объеме 130 фабрик и что она имеет планы по увеличению доли аутсорсинга с 15 до 20 процентов. Известие о том, что рост сбыта во втором квартале прошлого года составил 3,9% не вызвало энтузиазма у банков-инвесторов и у рейтинговых агентств. Так, например, банк Credit Suisse заявил, что итоги квартала не походят на «новую яркую зарю Unilever». Но объявленная «встряска» заслужила более позитивную реакцию. Так, на сайте just-food.com приводятся следующие слова одного аналитика: «Теперь есть реальное свидетельство стабильного улучшения в группе Unilever».
Наличность, которая должна высвободиться в результате сокращений мест, в размере 15-20 миллиардов евро, планируется использовать на раздачу дивидендов и выкуп самой группой Unilever собственных акций.
Настоящая революция акций бушует в индийском филиале группы Unilever - в компании «Хиндустан Левер Лимитед» (ХЛЛ). Здесь рост чистой прибыли за второй квартал в размере 29% породил идею выкупить акций на сумму в 156 миллионов долларов. Это первый в истории ХЛЛ выкуп собственных акций. Объявление о выкупе акций последовало за состоявшимся 16 июля на заводе в Дум Думе (штата Ассам), где работает 700 человек, локауте с участием членов профсоюза. Руководство предприятия настаивает в качестве условия для снятия локаута на том, чтобы союз сменил своих лидеров и свое название.
Кроме того, Unilever по-прежнему отказывается идти на серьезные переговоры по решению судьбы 700 работников, сокращенных в результате незаконной продажи и закрытия предприятия в Мумбаи (Бомбее), о чем IUF подал жалобу в ОЭСР. Чтобы избавиться от эффективного профсоюза, ХЛЛ организовала продажу завода компании-пустышке, сняла все оборудование из цехов, заставив работников насыпать стиральный порошок по упаковкам вручную, а затем заявила, что закрывает фабрику ввиду ее низкой производительности.
|