|
|
Памятник национальному герою Албании Скандербегу на центральной площади Тираны |
|
Международная конфедерация профсоюзов (МКП) и, по крайней мере, два профсоюзных секретариата - Интернационала образования и Интернационала работников строительства заявили протест правительству Албании.
Повод - действия полиции, захватившей 1 августа офисы двух крупнейших профсоюзных организаций Албании: Объединения независимых профсоюзов Албании и Конфедерации профсоюзов Албании.
Ситуацию с соблюдением прав профсоюзов в Албании комментировала Олса Вила, секретарь по международным вопросам Объединения независимых профсоюзов Албании.
“ЖЕРТВЫ РЕСТИТУЦИИ”
Формальное основание для изгнания профсоюзников из офисов - судебное решение о возвращении прежним владельцам собственности, некогда конфискованной у них в период коммунистического режима. Столь трогательная забота о правах наследников собственников зданий со стороны албанских властей почему-то сопровождается совершенно наплевательским отношением к собственности профсоюзов. Захватив рано утром здания и не позволив сотрудникам профсоюзов даже входить туда, полиция почему-то уничтожила большую часть находившегося там профсоюзного имущества: бумаги, электронные носители, технику. Причем представители полиции даже не предупредили профсоюзную сторону, когда именно и в какой форме они намерены их “выселять”.
Интересно, что в 2006 году полиция уже несколько раз пыталась экспроприировать офисы профсоюзов. Однако этому помешали массовые протесты, а также вмешательство руководства Международной конфедерации свободных профсоюзов. Все вроде бы успокоились, премьер-министр Албании Сали Бериша, а также министр “труда, социальной политики и равных возможностей” и министр юстиции пообещали найти альтернативные решения проблемы и сохранения социального диалога. “Альтернативным решением” оказались такие вот действия полиции без предупреждения.
ПОВОДЫ И ПРИЧИНЫ
Надо сказать, что в Албании и без экспроприации помещений предостаточно фактов нарушения прав профсоюзов. При том что профсоюзная деятельность тут более чем актуальна. Албания, наверное, самая бедная страна в Европе. То есть страна с самым бедным населением. Минимальная зарплата тут составляет 80 евро (хотя это и выше, чем официально по России), средняя по стране - 160 евро. В стране высокая официальная безработица, которую госстатистика оценивает в 15%, а профсоюзы - в 35%. При этом государственное пособие по безработице составляет 30 евро. Многие вынуждены уезжать искать работу за границей, где сегодня трудятся более миллиона албанских гастарбайтеров.
И деньги, которые они посылают свои семьям, - один из важных источников дохода в стране. Но даже при этом более 25% населения страны живет ниже уровня бедности, по международным стандартам - меньше чем на сумму в 2 доллара в день. 5% населения - ниже уровня крайней бедности, то есть живут на сумму менее доллара в день, то есть фактически недоедают.
Одна из самых острых проблем в сфере труда и социального обеспечения - детский труд. Понятно, что уровень бедности сильно сказывается на положении детей. В Албании 33% населения младше 15 лет, или 40% - младше 18. Соответственно, вполне допустимым решением, естественно, в неформальном плане, - с точки зрения албанского правительства, является раннее начало трудовой карьеры. Многие дети при этом лишаются возможности получить хотя бы базовое школьное образование, ведь речь идет не просто о помощи по дому или небольшой подработке во время каникул. Как сообщает доклад 2004 года Международной конфедерации свободных профсоюзов, детей здесь усиленно привлекают к работе в сельском хозяйстве, в легкой промышленности. Трудятся дети и на шахтах - на добыче железной и хромовой руды, а в строительстве доля работников младше 16 лет составляет до 20%.
Если профсоюзы до недавнего времени (буквально до начала 2000-х), не считали решение проблемы детского труда своим приоритетом, то сегодня профсоюзы образования, а также тех отраслей, где детский труд наиболее задействован, ведут по данной проблеме агитационную и просветительскую деятельность. Надо отметить, несмотря на серьезное противодействие и со стороны работодателей, и со стороны властей. Правительство отказалось проводить два раза в год официальные встречи с представителями профсоюзов для обсуждения актуальных проблем в сфере труда и соцобеспечения.
Представители властей поощряли формирование раскольнических псевдопрофсоюзных групп и заставляли членов нормальных профсоюзов переходить туда. Профсоюз работников образования, входящий в конфедерацию профсоюзов Албании, отмечал дискриминацию учителей по членству в профсоюзе и партиях. Дискриминация и увольнение профактивистов в других отраслях - еще более распространенное явление... Естественно, оба профсоюзных объединения Албании организовывали протесты. Приходилось албанским профсоюзам выступать против необоснованной приватизации общественных сервисов, например, компании Albtelecom. Против неформальной занятости - без контрактов, без гарантий, без прав. Не это ли настоящая причина неожиданного “альтернативного решения” в отношении профсоюзных офисов?
ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ...
Такое объяснение становится еще более убедительным, если вспомнить о протестах на железно-хромовых рудниках в северной части Албании, принадлежащих итальянской компании Darfo. Протесты начались голодовкой и забастовкой, в которой приняли 660 человек, после гибели двух работников в стволе шахты. Участники забастовки потребовали не только обеспечения охраны труда, чего они пытались добиться еще шесть лет назад, когда компания только купила рудники, но и существенного повышения зарплаты.
Конфедерация профсоюзов Албании сразу поддержала шахтеров и заявила протест против “незаконных и даже криминальных действий, которые предпринимает правительство, сотрудничающее с некоторыми недобросовестными структурами частного капитала”. Правительство заставило шахтеров вернуться к работе - без проведения предварительной технической инспекции рабочих мест и инструмента. Отсутствие контроля и обеспечения нормальных условий труда и технологической безопасности играет на руку анонимным инвесторам, но губительно действует на общее состояние экономики страны.
После почти месячной забастовки и митингов в Тиране представителям профсоюза удалось подписать соглашение о росте зарплат на 30% и обещании в ближайшее время продолжить переговоры о повышении еще на 20%. Представители компании Darfo пообещали, что никто из участников забастовки не будет подвергаться дисциплинарным взысканиям, и им даже оплатят месяц участия в акции как отработанный... Впрочем, профсоюзных активистов эти обещания от неформальных преследований не спасают. Представители общественной организации MGAFT!, сотрудничающие с профсоюзами, сообщают на своем сайте о нападении двух братьев директора шахты на учителя истории Эрмал Кара из местной средней школы, активно помогавшего шахтерам во время забастовки.
ВСТРЕЧНЫЕ МЕРЫ
А пока руководство МКП, а также интернационалов работников строительства и образования требует от албанского премьер-министра немедленно лично вмешаться в ситуацию, чтобы профсоюзы могли продолжить свою работу. Ведь действия полиции в столичных офисах профсоюзов серьезно подрывают их деятельность, а следовательно, нарушают 87-ю конвенцию МОТ о свободе объединений, которую Албания ратифицировала еще в 1957 году. Ведь буквально в сентябре в МОТ будет слушаться доклад о том, как в Албании выполняется данная конвенция. И если правительство не пересмотрит свое “альтернативное решение”, каких-то мер можно ожидать уже со стороны МОТ. Но понятно, что албанским профсоюзам вряд ли удастся решить сегодняшние проблемы без международной поддержки.
|