Когда в последней декаде мая польские врачи по всей стране начали бессрочную забастовку, можно было предполагать, что будет она нелегкой. Однако реальность превзошла все ожидания... Нынче, спустя уже более трех месяцев, на множестве больниц все еще висят плакаты с одним тревожным словом, выведенным красными буквами: “Забастовка”.
Даже по внешнему виду самих плакатов со словом “Забастовка” - истрепанных за лето мощными ветрами, не раз залитыми дождями и иссушенными солнцем - можно судить о затянувшемся протесте польских медиков. О том, что творится в сердцах и душах людей в белых халатах, и говорить не приходится. По последним данным, до конца сентября из больниц только центрального Мазовецкого воеводства “по собственному желанию” уйдут более 660 врачей. Это те, кто в соответствии с законом заранее подали заявления об увольнении, надеясь, что власти прислушаются к требованиям профсоюза врачей.
Всего же по стране заявления об увольнении уже подали около 4 тысяч врачей из более 200 больниц.
Так, по словам Войцеха Галля, шефа профсоюза врачей в специальной воеводской больнице города Слупска, такие заявления подали 120 из 176 работающих там медиков. С уходом врачей объекты службы здоровья могут опустеть, положение больных людей станет еще более драматичным. К слову, оно и сейчас далеко не из лучших, включая обслуживание не только в больницах, но и в поликлиниках, особенно по части приема пациентов у врачей-специалистов. Чтобы попасть на бесплатный прием к ним в рамках гарантированного медстрахования, нужно ждать в среднем около трех месяцев.
Однако воз, как говорится, и ныне там. Покидать пациентов и, быть может, саму свою профессию медики, к сожалению, уже начали. “Забастовка врачей - это поражение власти, - заявил председатель Общепольского профсоюза врачей Христофор Букель. - Правительство так и не использовало шанса для проведения важных и нужных изменений в системе здравоохранения...”
На наш вопрос: “Возможно ли завершение забастовки?” - он ответил твердо: “Такого на день нынешний мы не предвидим”. Ну, а на деле, по его словам, в сентябре врачи продолжат увольняться, оставшиеся перейдут исключительно на обслуживание пациентов в так называемом режиме “экстренного дежурства”.
Кроме того, учитывая разразившийся в стране политический кризис, предстоящие досрочные парламентские выборы и возможную смену правительства, профсоюз изменил тактику и отказался от ведения переговоров с центральными ведомствами. Теперь больше внимания уделяется консультациям на уровне конкретных мест работы и местных властей. Кое-где забастовка приостановлена на время таких переговоров.
На этом фоне польские СМИ пытаются как-то успокоить население, отчаявшееся найти возможность для лечения. Ведь в некоторых больницах уже сами пациенты стали устраивать контр голодовки в знак протеста против голодовок врачей. Пресса с надеждой пишет о том, что протест медиков якобы теряет силу, больницы начинают принимать пациентов, а врачи отзывать заявления об увольнении.
Есть и примеры. Так еще несколько недель назад положение в районной больнице в городе Вадовицы было ужасным. Почти 70% медперсонала подало заявления об увольнении по истечении трехмесячного срока. Остальные же врачи ждали момента, когда можно будет положить заявления на стол директору. Развязка приближалась неумолимо. Но поскольку профсоюз врачей изменил стратегию, переведя переговоры на местный уровень, в отдельных больницах, например в упомянутых Вадовицах, с дирекциями удается договориться. Врачи соглашаются отозвать заявления в обмен на обещание частично повысить им зарплаты еще в этом году.
По оценке замминистра здравоохранения Болеслава Пехы, положение медленно нормализуются благодаря действиям руководства больниц, подписанию соглашений с врачами.
- Когда нашей больнице стало грозить закрытие, я решила предложить врачам компромисс, - говорит Христина Гжесек, директор больницы в Вадовицах. - 39 врачей согласились остаться и вернуться к своим обязанностям.
Аналогично поступили руководители больниц в городах Пила, Ярославль, Санок, Бельско-Бяла. Там согласились существенно поднять зарплату, хотя и вдвое меньше, чем требовали медики. Но как бы ни радовали компромиссы, достигнутые в ряде городов, в целом по стране ситуация в системе здравоохранения остается крайне сложной: сотни врачей увольняются или готовятся уйти в самое ближайшее время.
Что станет с уволившимися врачами?
- Они не останутся без поддержки, - заявил, например, Здзислав Шрамик из Подкарпацкого отделения профсоюза врачей. - Мы разрабатываем альтернативные виды их трудоустройства, создаем для них непубличную профорганизацию. Будут нанимать врачей для работы по контрактам, причем на более выгодных условиях, чем прежде. К тому, как мы работали до начала забастовки, мы уже никогда больше не вернемся...
В некоторых регионах Польши забастовка врачей привела чиновников к парадоксальным выводам. Они вдруг осознали, что под предлогом протеста могут теперь спокойно закрыть те из медучреждений, которые давно числились убыточными и находились в списке должников. За счет уменьшения числа больниц можно будет высвободившиеся средства направить на финансирование оставшихся, где качество услуг станет, быть может, более высоким.
Как считают в Лодзинском воеводстве, здесь, несмотря на сопротивление медиков и пациентов, давно пора ликвидировать каждую пятую районную больницу. А лечить людей, дескать, можно и в больницах центральных, мощности которых используются плохо. По мнению министра здравоохранения Збигнева Религи, забастовка врачей - это тот рычаг, который позволит провести в жизнь проект по централизации больниц за счет ликвидации местных. Кто же, мол, будет защищать больницу, если ее персонал и так сейчас не работает, а бастует!
Пока власти составляют планы мести бастующим, врачи по всей стране сократили предоставление необходимой документации для Национального фонда здоровья. Иными словами, больных врачи принимают, но отчетностью заниматься перестали. Фонд в свою очередь грозится прекращением финансирования таких услуг, поскольку не получает документов об их реализации. На войне, как на войне!
А что же медсестры? Они тоже продолжают борьбу. Дождавшись в конце августа возобновления работы парламента после летних каникул, они снова установили палатки. На сей раз не у здания правительства, а перед сеймом, чтобы воздействовать на парламентариев. Около 30 активистов раздают листовки с предложениями системных изменений в здравоохранении. Профсоюз пытается повлиять на результаты первого чтения законопроекта, который касается повышения заработной платы. Хотя проект и сохраняет работникам здравоохранения продление прошлогоднего 30-процентного увеличения, но не гарантирует установление новых квот повышения зарплаты еще в этом году, как того требуют медсестры.
Проект предусматривает также увеличение сумм контрактов больниц с Фондом здоровья, в результате чего медработники еще в этом году могли бы получить дополнительную прибавку. Кроме того, профсоюз медсестер хотел бы добиться, чтобы оценка оплаты труда была установлена одинаковой для всех предприятий здравоохранения. Нельзя нас делить на лучших и худших в зависимости от места работы, говорят медсестры, мы все выполняем свою работу и всем нам полагается достойная оплата.
Руководитель Общепольского союза медсестер и акушерок Доротея Гардяс напоминает, что во время июльских переговоров профсоюза с правительством последнее не смогло гарантировать ни предусмотренный законом рост зарплат всех медсестер и акушерок в четвертом квартале этого года, ни создание так называемой системы “шаговых повышений” на последующие годы. И начались переговоры с дирекциями больниц...
Так или иначе, врачи и медсестры едины во мнении - нельзя допустить, чтобы их протест стал самым длинным в истории страны и был удостоен занесения в Книгу рекордов Гиннеса.
|