|
|
Демонстрация у здания правительства Польши. Август 1996 года |
|
В минувшую пятницу по всей Польше проходили торжества по случаю 27-й годовщины создания независимого профсоюза “Солидарность” и подписания исторических “августовских соглашений” между бастующими Гданьской судоверфи и правительственной комиссией. А на площадь Роберта Шумана в Брюсселе, штаб-квартире Евросоюза, в этот день прибыли более ста ветеранов “Солидарности”. На всех - традиционные голубые каски и комбинезоны судостроителей с символикой профсоюза и государства.
Торжества по случаю 27-й годовщины создания профсоюза “Солидарность” начались с пения национального гимна и песни “Чтобы Польша была Польшей”. Над головами - красочный плакат с язвительной надписью: “То, что Москва не успела... Брюссель закончит?” Тот редкий случай, когда мнение профсоюза полностью совпало с позицией своего правительства. Причем если упоминание Москвы относится к советским временам, то слова о Брюсселе современны. И рабочие, и власть громко заявили о несогласии с планом структурной перестройки их легендарной судоверфи, разработанным в Евросоюзе.
Замечу, что на брюссельскую площадь Роберта Шумана команда польских профсоюзов пришла не случайно - там расположены органы управления ЕС. Чуть ли не каждый день на площади бушуют страсти, проходят манифестации профсоюзных ходоков из разных стран. Как правило, от Еврокомиссии люди требуют пересмотра решений, связанных с банкротством или модернизацией предприятий в странах ЕС.
У польской “Солидарности” дело оказалось похожим. Под вроде бы разумным предлогом оздоровления финансовой ситуации на Гданьской верфи чиновники ЕС потребовали резко сократить производство новых судов, демонтировать сразу два из трех ее стапелей. “Мы пришли сюда, чтобы Брюссель разрешил нам работать, а не ликвидировал то, что из поколения в поколение передавали друг другу наши отцы”, - сказал судостроитель Юлиан Щверчиньский. И добавил, что когда он голосовал за вхождение Польши в Евросоюз, то такого от ЕС не ожидал.
“Мы приехали сюда не за деньгами или сочувствием, - объяснял после встречи с комиссарами ЕС Нели Круус и Владимиром Шпидлой один из организаторов протеста, зампредседателя “Солидарности” Гданьской верфи Кароль Гузикевич. - Просили лишь продлить хотя бы до 2012 года срок закрытия одного из двух стапелей, но... пока разрешили подождать с этим только до конца года нынешнего, не дольше. Впрочем, будем вести переговоры и дальше”. По его мнению, у Еврокомиссии сложилось “ложное представление об истинном состоянии дел и на нашей верфи”.
Комиссар ЕС Шпидла уверен, что удастся найти решение, которое обеспечит стабильность работы верфи в Гданьске. Прошлые реформы на верфях показали, что они уже в лучшем состоянии, поскольку были решены все управленческие проблемы...
Что же беспокоит профсоюз верфи в Гданьске, если комиссары ЕС обещают, что будет лучше? Все не так просто. Серьезные проблемы начались еще с начала 90-х, когда не стало СССР, важнейшего покупателя польских судов. К 1996 году число работающих на верфи пришлось сократить почти втрое. А с 2002-го предприятие плотно сидит на игле госдотаций. В 2005-м Еврокомиссия начала расследовать, как повлияла госпомощь на польские верфи, так как дотации им достигали почти 1,5 млрд евро. А в ЕС такая помощь, если она не обеспечивает долгосрочной жизнеспособности предприятия, расценивается как нечестная конкуренция.
Верфи было предложено либо самоликвидироваться, либо вернуть полученные ранее субсидии, что равнозначно банкротству. Более мягкий вариант: верфь урезает производственные мощности и закрывает два из трех стапелей (открытых площадок для постройки судов), хотя в результате и придется уволить значительную часть рабочих.
Похожие требования ЕС выдвинул и верфям в Гдыне и Щецине. В конце августа истек срок, когда Польша могла еще предоставить свои предложения. “Солидарность” и польское правительство отказались от навязываемых вариантов, а Еврокомиссию призвали одинаково относиться ко всем предприятиям в ЕС.
По мнению президента Гданьской верфи Анджея Яворского, оптимально было бы закрыть только один из стапелей, чтобы не покончить с самой верфью. Польские судостроители уверены, что кризиса можно избежать. И подготовили план, как спасти предприятие, не нарушая европейского законодательства. Из Варшавы в Брюссель направили подробный документ.
Положения это не изменило. В ЕС решили, что Польша отказывается подчиниться требованиям Брюсселя о сокращении производства на верфи для уменьшения финансовых издержек. Иными словами, поляки запрашивают еще несколько лет на модернизацию предприятия. “Еврокомиссия не хочет закрыть Гданьскую верфь, а стремится создать перспективный план структурной перестройки компании, который обеспечил бы ей надежную и долговременную выживаемость, - заявила представитель Еврокомиссии Амелия Торрес. - Мы прекрасно сознаем и историческую важность Гданьской судоверфи”.
Таким образом, Брюссель остался неумолим. В эффективной экономике, как ее понимают в ЕС, государство не должно поддерживать убыточные предприятия. Кратковременные и ограниченные бюджетные инъекции допускаются, но только под конкретные и убедительные планы выхода на прибыльность.
Все, однако, понимают, что история с “колыбелью “Солидарности” имеет и политический аспект.
Фактическое закрытие Гданьской судоверфи (а требование ЕС приведет именно к этому) для правящей партии “Право и справедливость” перед парламентскими выборами - катастрофа. Брюссель невольно подложил динамит под премьерское кресло Ярослава Качиньского. Спасти историческую верфь (и лицо польского правительства) могли бы иностранные инвесторы. Им, как подсчитали, пришлось бы вложить около 25 млн евро в строительство плавучего дока для замены закрытых стапелей. Тогда верфь получила бы не только новое оборудование, но и смогла бы продать освободившуюся землю.
Как стало известно, инвестором, который купит контрольный 75-процентный пакет акций легенды польского судостроения, вероятно, станет украинская компания “Индустриальный союз Донбасса”.
ИСД еще в начале января приобрел 4,8% акций верфи за 1,25 млн евро и заявил о намерении приобрести контрольный пакет. Интерес понятен: почти весь толстолистовой металлопрокат на верфь поставляет именно принадлежащий ИСД польский металлургический завод в Ченстохове. Кстати, весной компания заявляла о готовности участвовать в приватизации и верфи в Гдыне. Из-за требований ЕС дело застопорилось...
...Ну, а пока в происходящее вмешалась бельгийская полиция, вызванная службой безопасности Еврокомиссии. Вооруженные палками и щитами стражи порядка вежливо попросили польских судостроителей покинуть штаб-квартиру этой организации ЕС. Визитеры из Польши не сопротивлялись, но предупредили: их борьба еще далеко не закончена!
|