Профсоюзы требуют увеличения оплаты труда работников. И для этого есть основания: со вчерашнего дня в Риге действуют новые тарифы на коммунальные услуги, а цены на хлеб в октябре-ноябре вырастут в среднем на 30%. По бизнесу этот скачок бьет дважды — ведь предприятия тоже платят за тепло и воду по выросшим тарифам.
С благословения Регулятора общественных услуг города Риги Rigas siltums и Rigas udens повысили тарифы на свои услуги: на 28,2% и 28,6% соответственно. Столичные монополисты обосновывают повышение тарифов ростом накладных расходов и, прежде всего, удорожанием энергоносителей и рабочей силы.
Однако для потребителей, каковыми в данном случае являются и рядовые жители, и латвийский бизнес в целом, важны не причины удорожания услуг, без которых невозможно обойтись, а последствия. Очевидно, что страна вышла на очередной виток роста стоимости жизни и, соответственно, производственных издержек.
В такой ситуации важнейшей составляющей расходов в любом бизнесе оказывается зарплата работников. Столь существенное увеличение коммунальных платежей вкупе с подорожанием хлеба (более 20 хлебопекарен — всего их в Латвии менее 80 — сообщили о повышении цен на свою продукцию в ближайшие недели) неизбежно наводит наемных работников на мысль о повышении жалованья.
"Нас не пугает инфляция, — сказал Петерис Кригерс, председатель Союза свободных профсоюзов Латвии, — при условии, что одновременно с ростом цен происходит повышение доходов". С позицией правительства, которое настаивает на замораживании заработной платы, профсоюзы не согласны.
Недавний пикет учителей у стен Кабинета министров тому подтверждение. По словам г-на Кригерса, стратегическая цель профсоюзов остается неизменной: европейскому уровню цен должны соответствовать европейские же расценки за труд.
И предпринимателям, вынужденным искать кадры на истощенном рынке труда, не остается ничего другого, как платить работникам больше. Так, фонд заработной платы в сети супермаркетов Maxima только за прошлый год вырос на 38%. Как сказал пресс-секретарь Maxima Ивар Андиньш, повышение зарплат планируется и в дальнейшем. При рентабельности на уровне 1,9% Maxima может и будет это делать — за счет торговой наценки. Расходы на зарплату своим 6100 сотрудникам у этой компании составляют 50-60% всех издержек.
"Банкротство нам не угрожает, но и возможности потребителей не безграничны, — признает Андиньш.
— Ситуация не оставляет места для беспечности".
Элину Эгле, генерального директора Латвийской ассоциации работодателей (ЛАР), больше всего беспокоит судьба производящего сектора. Она не уверена, что он готов к подорожанию коммунальных услуг почти на треть. Для индивидуального жителя Латвии повышение цен меньший риск, чем для бизнеса, считает гендиректор ЛАР. Если производитель теряет рентабельность, то он теряет конкурентоспособность на внешних рынках и не может платить своим рабочим, рассуждает она.
"Инфляция — не самая большая проблема, — сказала г-жа Эгле. — Проблема в том, что государство и самоуправления (как, например, Рижская дума в случае с реформированием системы сбора и вывоза мусора) отбивает работу у бизнеса. Проблема в том, что мы недостаточно растем".
|