|
|
|
Между французским президентом Николя Саркози и "свободной прессой" назревает нешуточный конфликт. Устав от регулярного контроля со стороны администрации Николя Саркози, пресса уличает президента в связях с владельцами газет и в использовании служебного положения для фактического введения цензуры в СМИ. Профсоюзы журналистов готовят массовые акции протеста.
Недавно приезжавший в Москву министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер был полон решимости поговорить со своим коллегой Сергеем Лавровым о свободе прессы в России. Однако на пресс-конференции после переговоров обычно падкие на соответствующие вопросы французские журналисты обошли молчанием животрепещущую тему.
Кто бы мог подумать, что в демократической Франции эта проблема окажется настолько актуальной, что агентство "Франс Пресс" удостоилось сравнения с советским ТАСС, который остается в сознании европейцев синонимом пропагандистского орудия власти. А президент Пятой республики - с венесуэльским вождем Уго Чавесом, который, кстати, посетит Париж в ноябре по приглашению Николя Саркози. По крайней мере, по количеству публичных выступлений и регулярных громких заявлений Саркози может сравниться разве что с латиноамериканским лидером.
Не успевая за выпусками новостей, французские телеканалы даже перешли на беспрецедентные прямые трансляции выступлений президента. "В прямом эфире теперь передают даже заявления пресс-секретаря Елисейского дворца или кабинета министров", - ужасается левая газета "Либерасьон".
"Редко независимость журналистов подвергалась столь сильному надругательству. Под угрозой оказалось одно из основополагающих прав граждан, а именно право иметь доступ к достоверной, полной информации, не зависящей от политического, финансового и коммерческого давления" - с таким революционным заявлением выступили профсоюзы работников французских СМИ. Шесть профсоюзов, защищающих права журналистов, объединились "для борьбы с постоянным давлением, которое испытывает пресса с приходом к власти Николя Саркози".
Последние факты такого давления переполнили чашу терпения журналистов. Саркози припомнили все и сразу. И звонки в "Журналь дю диманш" с требованием не публиковать информацию о том, что его супруга Сесилия отказалась проголосовать за своего мужа во втором туре президентских выборов. И навязывание "Трибюн" выгодного для Саркози опроса общественного мнения. И вмешательство сотрудников министра образования в процесс подготовки материала "Франс Пресс". И обыск в редакции сатирического еженедельника "Канар аншене". И назначение близкого друга Саркози в руководство телекомпании TF1. А ведь это - далеко не полный перечень посягательств на свободу СМИ, в которых журналисты обвиняют новую президентскую администрацию.
- Наша пресса просто задыхается от постоянного прессинга со стороны правительства и политиков. Безусловно, это существовало и раньше, но в более скрытой и сдержанной форме. Сейчас же это слишком очевидно и слишком часто, - говорит "Известиям" одна из активисток Национального профсоюза журналистов Франции Доминик Кандий. - Ситуация усугубляется тем, что Саркози, тесно связанный с бизнес-средой, является личным другом многих владельцев СМИ.
Стоит ли удивляться, что доверие населения к прессе резко упало. По данным последних опросов, две трети французов не доверяют тому, что говорят журналисты. "Нужно мобилизовать профессионалов и прекратить играть - зачастую против своей воли - роль прислужников президента республики или медиабоссов", - убеждена Доминик Кандий.
При этом Кандий не исключает, что "взбунтовавшиеся" журналисты будут подвергнуты преследованию: "Конечно, речь не идет о тюремном заключении, но если журналист будет критиковать свое руководство - его уволят точно".
Профсоюзы готовят целую серию массовых выступлений. 4 октября в Париже прошла демонстрация, участники которой требовали принять специальный закон, гарантирующий "юридическую независимость редакций от власти". А 5 ноября, в День европейского движения за права журналистов, профсоюзы обещают устроить митинг перед зданием Национального собрания - нижней палаты французского парламента.
Пока власти игнорируют требования журналистов. Как призналась "Известиям" мадам Кандий, профсоюзы уже четыре месяца безуспешно добиваются приема у министра культуры и коммуникаций Кристин Альбанель.
А Саркози, который, говорят, сам когда-то мечтал стать журналистом, продолжает тем временем свой бешеный медиамарафон.
|