Всеобщая забастовка французских транспортных служащих парализовала транспортное сообщение во всей стране. Профсоюзы транспортников требуют от президента Николя Саркози отказаться от проведения пенсионной реформы, которая лишит железнодорожников и некоторых других госслужащих пенсионных льгот. Эксперты убеждены, что Саркози не пойдет на уступки профсоюзам и система «специальных пенсионных режимов» будет постепенно отменена.
Суть системы «специальных пенсионных режимов» состоит в том, что некоторым категориям государственных служащих для выхода на пенсию необходимо отработать не 40 лет, а 37,5. Помимо служащих Национальной компании французских железных дорог (SNCF) «специальные режимы» распространяются на работников государственной системы газо- и электроснабжения, а также — в качестве исторического курьеза — на актеров Парижской оперы и театра «Комеди Франсез». Актерам право выходить на пенсию пораньше даровал в 1698 году Людовик XIV.
Первая попытка ликвидации пенсионных льгот была предпринята в 1993 году правительством Эдуара Баладюра. В целом она закончилась успешно: сегодня «специальными пенсионными режимами» пользуются всего 500 тыс. работников по всей Франции. Второе наступление на пенсионные льготы, предпринятое в 1995 году кабинетом Алена Жюппе, натолкнулось на противодействие Всеобщей конфедерации труда (CGT) — влиятельного левого профсоюза, выступавшего против голлистского правительства. После трехнедельной забастовки, полностью парализовавшей жизнь Франции, правительство отступило, и пенсионные льготы железнодорожникам были сохранены. Именно CGT стала инициатором и нынешней забастовки. В среду, 14 ноября, из депо вышли только 25% поездов SNCF — полностью перекрывать железнодорожное движение запрещено законом. Из 16 линий парижского метро функционируют всего пять, а из всего автобусного парка — только необходимый по закону минимум в 15%.
«Пенсионная реформа и отмена льгот были одним из главных обещаний, данных Саркози при вступлении в должность, — напомнил аналитик Института Европы РАН Сергей Федоров. — Если он уступит сейчас, то потеряет имидж твердого политика-реформатора, что сильно осложнит ему жизнь в будущем». Правительство, констатировал эксперт, развивает наступление на профсоюзы по двум направлениям. «Во-первых, Саркози и премьер Франсуа Фийон грамотно раскалывают само профсоюзное движение, отделяя бескомпромиссную CGT от примкнувших к ней более мелких профсоюзов, склонных к сепаратным переговорам и сделкам». Задача договориться с профсоюзами поодиночке возложена на министра труда, социальных отношений и солидарности Ксавье Бертрана, который уже добился отделения от коалиции регионального профсоюза транспортников CFTC. Вторым направлением наступления Саркози на профсоюзы стала информационная обработка населения. После того как правительство обнародовало данные о том, что содержание 500 тыс. «специальных пенсионеров» обходится французским налогоплательщикам в 5 млрд евро ежегодно, большинство французов приняли сторону Саркози.
Лидеры профсоюзов, похоже, и сами не верят в успех. Глава делегации CGT на переговорах с правительством Жан-Кристоф ле Дижу вчера, 14 ноября, заявил, что «забастовка невыгодна самим рабочим, теряющим от 80 до 100 евро за день стачки», и профсоюзы готовы «рассмотреть разумные предложения о компромиссе». Компромисс скорее всего будет состоять в том, что «специальные пенсионные режимы» все-таки будут отменены, но постепенно и отдельно для разных отраслей. «Люди пока еще верят в обещания Саркози, — заметил сотрудник штаба CGT, пожелавший остаться неизвестным. — Через год или два, когда его популярность упадет, мы вернемся к разговору с президентом». Автор: Зубков Кирилл
|