На таксомоторном рынке Украины накопился ряд проблем, требующих немедленного решения. Речь идет и о трудностях с получением лицензии, несовершенной системе контроля и т.д. С этими вопросами Профессиональный союз таксистов Украины (ПСТУ) намерен обратиться к новому Министру транспорта и связи Украины в первый же день его работы. Об этом сообщил председатель ПСТУ Василий Попик.
По его словам, одной из главных проблем является отсутствие "работающей" лицензии. "Проблема наша в том, что у нас уже 15 лет как независимое государство, а Минтранс еще думает теми, Советского Союза, критериями, где были АТП (автотранспортные предприятия, - ред.). Нигде в Европе нет даже понятия АТП. У них человек купил лицензию и получил право на бизнес. У нас же все наоборот. Реально у нас купить лицензию - это не купить право на бизнес, а купить право себя проверить. Естественно, никто не хочет покупать лицензию", - отметил В.Попик.
Председатель ПСТУ пояснил, что сегодня таксомоторный бизнес контролирует Государственная автомобильная инспекция ( ГАИ) и Главная автомобильная транспортная инспекция (ГАТИ) при Минтранссвязи. При этом ГАИ имеет право проверять наличие прав и техпаспорта, а ГАТИ - право контролировать всех занимающихся бизнесом на автомобильном транспорте. "Лицензия не работает, потому что нет контроля. Работник ГАИ может попросить лицензионную карточку, за отсутствие которой нелегального таксиста наказать ГАИ не может. В то же время работник ГАТИ при отсутствии лицензионной карточки не имеет право проверять таксиста, пусть у него даже и есть "шашечки" на крыше", - отметил он.
"В первый день работы нового Министра транспорта и связи Украины мы выставляем ему требования: надо решить существующую проблему. И мы знаем как. Мы уже миллион раз прописывали решение проблемы и передавали разработанные документы. Все предложения согласованы с Минтрансом. Но ничего не делается", - подчеркнул глава профсоюза.
Он отметил, что существующие проблемы не раз обговаривались на совместных коллегиях Министерства транспорта и представителей бизнеса, но "дальше разговоров дело не шло". В качестве примера он привел последний опыт сотрудничества. "Мы вместе с Минтрансом разрабатывали новые правила по перевозке автомобилями пассажиров, принятые в сентябре (постановление КМУ "О внесении изменений в Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта" от 26 сентября 2007 года, - ред.). Мы переписывались с Министерством, согласовывали, было принято очень много наших пунктов. Мы даже подписали согласованный проект. А в результате до Кабмина дошел совсем другой проект, который с нами не согласован и который валит все то, что нами наработано. Это полный правовой беспредел. Соответственно, мы с этим будем бороться, когда появится новый Министр", - подчеркнул глава ПСТУ.
"Мы разработали изменения в законодательство, согласно которым при наличии у человека "шашки" или других внешних признаков осуществления услуг по перевозке пассажиров у него должна быть лицензионная карточка. В ином случае - штраф. Это прописано в изменениях в Закон "Об автомобильном транспорте", принятых в 2006 году (Закон "О внесении изменений в Закон Украины "Об автомобильном транспорте" от 23 февраля 2006 года, - ред.). Но мы же не понимали, что это надо состыковать как минимум с Гражданским кодексом. То есть физлицо, согласно ГК, можно оштрафовать только на 18 грн. Таким образом все осталось на своих местах и ничего не работает", - добавил глава ПСТУ.
Он считает, что существующее положение дел можно было бы решить с помощью расширения прав ГАИ. "Давайте изменим новые правила, дадим право милиционеру в погонах, если автомобиль обозначен как такси или находится под знаком "такси", арестовывать машину за незаконное средствопроизводство. Только тогда будет порядок. Потому что у ГАТИ - до 1 тыс. человек на всю Украину. ГАИ имеет 300 тыс. человек. Соответственно, ГАИ может справиться. Но ничего из этого не делается, потому что между ГАИ и ГАТИ есть конкретная конфронтация - при всех правительствах. Пока она будет, ничего не решится", - считает он.
Глава ПСТУ также рассказал, что таксист-частник для того, чтобы "получить лицензию, которая не работает", должен предоставить договор с АТП, что дополнительно обойдется ему от $200. "Таксист для того, чтобы получить лицензию, сегодня платит взятку от $200 за подпись в договоре, который не работает. Потому что все прекрасно понимают: таксист не будет ехать на АТП перед началом работы. Невозможно заставить таксиста хранить свою машину в АТП. Потому что таксист использует свою машину для себя", - заявил он.
Кроме того, по словам В.Попика, таксисты категорически выступают против маршрутного листа. "Если водитель автомобильного транспорта не является собственником, то собственник придумывает формы контроля - маршрутный лист, в котором пишется километраж, количество бензина. У нас же, когда 95% таксистов - частники, маршрутный лист не нужен", - подчеркнул он.
Глава ПСТУ выразил мнение, что в связи с проведением в 2012 году в Украине Чемпионата Европы по футболу таксистов ожидает новая волна проверок. "Мы сейчас хотим показать им (властям, - ред.) слабые места, показать, что не мы виноваты. С 1996 года мы делали все, чтобы хоть каким-то образом урегулировать этот бизнес... Мы настаиваем, чтобы таксист не просто получил лицензию, а чтоб он сдал экзамены и на знание психологии. Мы настаиваем, чтобы у таксиста был таксометр... Нужно решать проблемы, потому что лицензированных таксистов становится все меньше и меньше. По той причине, что процедура лицензирования настолько усложнена, что человек, купив лицензию, только получает дополнительные проблемы", - подытожил В.Попик.
Напомним, в этом году тарифы на такси в столице Украины выросли пропорционально росту цен на бензин. По состоянию на октябрь стоимость одного километра варьировалась от 1,5 грн. до 3 грн. за километр. В то же время, по данным Профсоюза таксистов Украины, несмотря на возможный дальнейший рост тарифов, такси в Украине остается одним из самых дешевых в Европе.
|