Хотите верьте, хотите нет, но Грузия снова всерьез задумалась о качестве судов под своим национальным флагом. Министр иностранных дел Грузии, на недавнем заседании Правительства, заявил об ужесточении условий регистрации и получения разрешений плавания под грузинским флагом: «В мире плавает 320 судов под флагом нашего государства. Они постоянно попадают в проблемные ситуации, поэтому необходимо ужесточить процедуру их регистрации».
И правда, в вопросе ужесточения требований к соискателям на получение права плавать под национальным флагом, Грузия отличилась. Мало того, что это уже вторая попытка за последние пять лет, теперь к вполне разумным требованиям о тоннаже и возрасте судов, планируется ввести возрастной ценз для моряков. Они должны быть молодыми, образованными, в общем «первоклассными».
Что легло в основу подобного решения государства, активно торгующего флагом налево направо, в принципе, понятно. Но нас главное - конечный результат, который отразится и на российских моряках, работающих на судах под грузинским флагом. Мы уже не однократно касались проблем грузинского флага. В 2005 году на заседании комитета Справедливой практики МФТ в Рио-де-Жанейро флаг Грузии был признан «удобным». И понеслось: грузинская лавочка по продаже государственного флага была открыта для всех желающих. Главное условие продажи – наличие плавсредств и денег для оплаты государству пошлины. Техническое состояние, условия работы и другие параметры качества были важны, но не сильно. Естественно, что покупателями становились отнюдь не добросовестные компании, суда которых давно перевалили тридцатилетний рубеж и были готовы затонуть при малейшем волнении на море.
Не знаем, что там выйдет из всей этой затеи, и станет ли грузинский флаг синонимом качества и привлекательности. Пока же, суда под флагом этой страны - не самое лучшее место работы. В том числе и для российских моряков, у которых возникают трудности в вопросе судебной защиты трудовых прав. Между Правительствами Грузии и России заключено соглашение «О торговом судоходстве» 1996 года в соответствии с которым: «иски из договора найма на работу рассматриваются на территории государства флага». То есть в Грузии. А с этим у российских моряков до сих пор серьезные проблемы.
Грузинские суды принимать иски не желают, отправляя россиян в российский суд, где в рассмотрении исков отказывают.
Надеемся, что благие намерения Грузии, на этот раз, станут больше чем намерениями. По крайней мере, попытка Правительства сделать нечто подобное в 2004 году, но все меры по «улучшению ситуации в торговом флоте», декларирование ужесточения требований к состоянию судов, работающих под грузинским флагом, привели несколько к другому результату.
|