Такое уведомление-ультиматум получили 6 000 рабочих новополоцкого ОАО "Полимир" в канун Нового года. Речь в нем шла об отпусках.
Начинается уведомление со слова "Уважаемый…"
В нем говорится, что в связи со вступлением в силу Закона от 20.07.07 №219-3 "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь" и приведением коллективного договора в соответствие с нормативными предписаниями новой редакции статей 158 и 159 Трудового кодекса Республики Беларусь изменяется продолжительность основного отпуска работников. Сообщается, что отныне основной отпуск будет продолжительностью 24 календарных дня, вместо 21.
Однако вместе с этим отменяется дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы и ненормированный день. В качестве компенсации по обновленному контракту будет предоставлен дополнительный день к основным 24 дням. В итоге гарантируемый отпуск составит 25 дней.
Однако на предприятии много тех, кто работает во вредных условиях и ранее за это получали дополнительные отпуска: плюс 14 дней к основному. В уведомлении о дополнительных отпусках за вредные условия не сказано ни слова. А согласие на предлагаемые условия и подпись работника требуются уже сегодня.
Стоит заметить, что в начале документа наниматель предлагает внести изменения в контракт. Чуть ниже следует уже предупреждение, что в случае выражения несогласия, работник будет уволен в течение месяца со дня ознакомления с приказом с выплатой двухнедельного среднего заработка. Более того, отмечается, что в данном случае при увольнении согласования с профсоюзами не требуется.
Получается, у работника не остается ни альтернативы, ни защиты. Либо подписывай сейчас же, что предлагают, либо за забор. Это далеко от формы предложения на заключение допсоглашения к контракту, а похоже, скорее, на ультиматум нанимателя работнику наёмного труда, демонстрируя в очередной раз кабальный характер контрактной системы.
Следует отметить, что Статья 21 Конституции страны гарантирует право на достойный уровень жизни, включая "постоянное улучшение необходимых для этого условий". Статья же 22 гарантирует право "на равную защиту прав и законных интересов" причём без всякой дискриминации.
Однако на деле дела обстоят иначе. Многие рабочие считают, что последние изменения в законодательство направлены на ухудшение условий, а в полученном документе ярко выражено циничное отношение как к человеку труда, так и профсоюзам.
Что же предпринимают профсоюзы?
Их на «Полимире» два: негосударственный и государственный. Последний, очевидно, живёт по сценарию, предписанному свыше. Независимый же профсоюз волнуют, как минимум, три вопроса.
Во-первых, соответствует ли текст документа коллективному договору. В колдоговоре чётко определены случаи, когда можно уволить работника без согласования с профсоюзом – пьянство, хищение и прогул. Все остальные случаи однозначно требуют согласования.
Во-вторых, Статья 41 Конституции гарантирует гражданам Республики Беларусь "право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека". В тоже время издаются законы, которые ограничивают возможность реализации этого права, а мнением профсоюзов, как в данном случае, стараются пренебречь.
В той же статье, кстати, говорится, что "граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров и право на забастовку".
В-третьих, вызывает удивление, почему под упомянутым уведомлением напротив слова "наниматель", стоит подпись не генерального директора Александра Шамашова, а его заместителя Сергея Брикуна. Нужно разобраться, почему при делегировании своих полномочий другому лицу, наниматель не проинформировал профсоюз, с которым он подписывал колдоговор. Что это досадная оплошность или умысел?
Поскольку данный документ нарушает права людей труда, Независимый профсоюз предприятия делает все возможное, чтобы получить ответы на возникшие вопросы. Уже на сегодняшний день Независимому профсоюзу удалось выяснить, что, несмотря всю категоричность документа отпуск для работников «Полимира» пока будет несколько дольше заявленного в нем. Связано это с тем, что в 2008 году будут еще действовать старые пункты коллективного договора. Зато через год дополнительные отпуска планируется пересмотреть, отталкиваясь от новой аттестации рабочих.
А что рабочие?
Мнения их разделились. Понятно, в условиях контрактной системы рабочий пытается всеми возможными способами удержаться на предприятии – ведь ему нужно содержать семью. Некоторым представляется, что наметилось даже якобы увеличение отпуска, и безропотно подписывают документ. Иные считают ситуацию безысходной и тоже его подписывают. Третьи возмущаются и говорят, что их уже принимают за рабов.
– Разница лишь в том, что раб вкалывает за еду, а рабочий за зарплату, – подытоживает Петрович, без пяти минут пенсионер. – Боюсь, и эту грань скоро сотрут, ведь подобные документы по сути очередная "проба пера" нанимателя. А то ли ещё будет? Вот доработаю до пенсии и ни на день здесь не задержусь… Хотя жаль, конечно, ведь на химкомбинате я целую жизнь прожил, и опыт мой мог бы ещё пригодиться.
Примечательно, что есть и такие, которым кажется, что Чиновника нужно пожалеть.
– Вы представьте себе, что более чем на двенадцати тысячах экземпляров уведомления нужно было поставить свой "крючок" нанимателю Брикуну, – говорит Владимир Иванович, простой рабочий производства "полиэтилен". – Это же минимум двое суток монотонной работы! С пониманием нужно относиться к труду чиновника. И я уверен, что он это делал искренне. Потому, что знал: это улучшит условия рабочих. Ну а то, что предложение больше похоже на угрозу увольнения в случае несогласия, думаю, виноват сухой юридический язык.
Простому рабочему, видно, и невдомек, что "крючок" поставил не наниматель, а его заместитель. Причем, сделано это было без согласования с профсоюзом. В общем, впереди у профсоюзов, защищающих права трудящихся, непочатый край работы.
|