Бессрочная забастовка, которая должна была начаться 7 января, пока отложена, хотя тарифные переговоры между Deutsche Bahn AG и профсоюзом машинистов локомотивов (GDL) до сих пор не привели к окончательному согласованию нового договора, сообщил журналистам вечером в субботу министр транспорта Германии Вольфганг Тифензее (СДПГ).
По словам министра, встречавшегося с членом правления концерна Маргарет Зукале и главой профсоюза Манфредом Шеллем, обе стороны проявили в ходе переговоров "большую готовность к скорейшему урегулированию конфликта", что "делает вполне вероятным достижение договоренности в ближайшие дни".
Тифензее сравнил нынешнее состояние в противоборстве двух сторон со временно остановленным часовым механизмом взрывного устройства, когда отсчет оставшегося до взрыва времени прекратился, но взрывчатка еще не удалена и при неосторожном движении может сработать. "Мы приостановили часы", - заявил министр, отметив, что выражает в этой связи "осторожный оптимизм" по поводу скорого решения конфликта.
Во всяком случае, как подчеркивают местные обозреватели, позитивным знаком является уже то, что профсоюзный лидер Манфред Шелль отказался от выполнения своей угрозы начать с 7 января бессрочную забастовку в качестве средства давления на руководство немецкой железной дороги в ходе продолжающихся переговоров.
Лидер GDL также требовал вмешательства в решение конфликта представителей правительства и, как полагают наблюдатели, непосредственное участие в переговорах министра транспорта, похоже, умиротворяюще подействовало на воинственного профбосса, раз он пересмотрел свою позицию.
Тифензее сообщил, что по важнейшим пунктам тарифного соглашения достигнута договоренность, но отказался уточнить детали.
Манфред Шелль также сказал журналистам, что "никогда прежде стороны не были так близки к решению", и что подписание тарифного соглашения ожидается до конца месяца. "Мы находимся на правильном пути и надеемся, что нам удастся и заключительный спурт", - отметил профсоюзный лидер.
По его словам, следующий раунд переговоров пройдет во вторник и, возможно, уже в этот день будет объявлено о договоренности.
В то же время Шелль сохраняет за собой право в любой момент объявить забастовку, если что-то пойдет не так.
Переговоры между руководством Deutsche Bahn AG и профсоюзом машинистов локомотивов длятся уже более 10 месяцев. Ранее концерн имел одно общее тарифное соглашение со всеми железнодорожными работниками, объединенными в три профсоюза - GDL, Transnet и GDBA. Два последних в июле 2007 года согласились на подписание нового тарифного договора, по которому зарплата работников концерна увеличивается на 4,5% с единовременной выплатой компенсации за переработку в 600 евро.
Профсоюз машинистов отказался присоединиться к общему тарифному договору и потребовал для себя отдельное соглашение с увеличением зарплаты на 13% и более гибким графиком работы, а также дополнительной оплатой всех переработок. Поскольку руководство железной дороги на эти требования не согласилось, GDL объявил предупредительную забастовку сначала на пассажирском сообщении, а затем на грузовых перевозках. Административный суд сначала наложил запрет на забастовку грузовых поездов, так как профсоюз не выполнил требование о соразмерности методов борьбы с положением дел, отказавшись от переговоров с представителями концерна.
Профсоюз поменял тактику и вступил в переговоры с представителями концерна, но выдвинул такой ультиматум (отдельное тарифное соглашение), который руководство железной дороги принять не могло из-за угрозы забастовок уже со стороны двух других профсоюзов, которые оказались бы таким образом в худших условиях. Но благодаря проведенным переговорам GDL уже смог на законном основании воспользоваться свои правом использования забастовки в качестве метода профсоюзной борьбы. 46-часовая акция "стоп-локомотив", проведенная профсоюзом в ноябре, принесла многомиллионные убытки и вызвала хаос в железнодорожном сообщении с Германии.
Канцлер Меркель призвала конфликтующие стороны осознать свою ответственность перед страной за ущерб ее экономическому развитию, но отказалась вмешиваться в тарифную политику. Тем не менее, когда перед Рождеством профсоюз снова прервал переговоры и объявил о начале бессрочной забастовки с 7 января, министр транспорта Германии Вольфганг Тифензее подключился к процессу урегулирования конфликта между принадлежащим государству на 100% железнодорожным концерном и профсоюзом машинистов.
|