|
|
|
Delta Air Lines и Northwest Airlines находятся в полушаге от заключения сделки по слиянию. В результате объединения двух компаний появится крупнейший по трафику в мире авиаперевозчик, но гендиректор американской авиакомпании Delta Air Lines Ричард Андерсон лишится своих компенсаций в миллионы долларов. Впрочем, Андерсон будет только рад, ведь именно этого он и добивался. Авиакомпаниям остается только договориться с профсоюзами пилотов.
Сделка по слиянию третьей в мире авиакомпания по трафику Delta Air Lines с шестым в мире авиаперевозчиком Northwest Airlines находится в завершающей стадии. В результате объединения двух компаний будет создана крупнейшая по трафику авиакомпания в мире. Масштаб этой сделки затмевает все предыдущие слияния и поглощения в авиационной отрасли, в том числе слияние United Airlines с UAL и US Airways Group в 2000 году, а также покупку Air France голландской KLM Royal Dutch Airlines в 2004 году.
Новая объединенная компания оставит за собой имя Delta, штаб-квартира будет расположена в Атланте, а руководить будущим мировым лидером станет нынешний гендиректор Delta Ричард Андерсoн. Гендиректор Northwest Даг Стинланд не будет претендовать на должность в исполнительной дирекции, однако может занять место в совете директоров.
Слияние позволит перевозчикам надеяться на смягчение высоких цен на топливо, которые достигают уже 100 долларов за баррель, для захвата большей рыночной доли. Однако, в первую очередь, объединение должно помочь авиакомпаниям выжить на глобальной арене.
Самоотверженность главы Delta
Важность самой сделки подтверждает и поступок гендиректора Delta Ричарда Андерсена, который недавно заявил о готовности отказаться от своих компенсационных выплат в миллионы долларов, если Delta пойдет на слияние с одним из претендентов. Ранее Delta также вела переговоры и с United Airlines.
По условиям контракта Андерсона, если Delta объединяется с другим игроком рынка, то в течение нескольких лет ему должны выплатить $15 млн. в виде акций Delta. Причем, значительную часть от этой общей суммы Андерсон должен получить сразу после завершения сделки, и даже в том случае, если он остается работать в компании. Однако, на прошлой неделе гендиректор решил отказаться от этих компенсационных выплат ради того, чтобы его убыточное «детище» Delta не упустила свой шанс и договорилась о слиянии. В противном случае, Delta может не удержаться на плаву и кануть в лето - компания находится на грани банкротства.
Air France-KLM заинтересована новой компанией
Интерес к новой объединенной компании уже проявила франко-голландская авиакомпания Air France-KLM, которая является фаворитом в гонке за убыточной Alitalia, По словам заместителя председателя правления Air France Лео Ван Вейк, компания заинтересована и в покупке доли в авиаперевозчике, который может быть образован в результате слияния Delta Air Lines и Northwest Airlines. Air France-KLM может инвестировать до $1 млрд.
Трения с профсоюзами
Единственной проблемой для завершения сделки сейчас являются профсоюзы пилотов компаний. Delta Air Lines и Northwest Airlines пока не смогли прийти к согласию с ними по всем пунктам общего контракта, по пенсионным договорам и по объемам акционерных долей, которые должны достаться пилотам после слияния двух авиаперевозчиков.
Официального права наложить вето на сделку пилоты не могут. Однако, если компании не добьются с их стороны поддержки, то профсоюзы могут серьезно осложнить и затянуть процесс сделки. В свое время, когда в 2005 году US Airways объединялась с America West Airlines, она не стала договариваться с пилотами, что привело впоследствии к долгим пререканиям по объемам выплат за выслугу лет.
Поэтому Delta и Northwest полны решимости договориться с пилотами перед подписанием окончательного соглашения, говорят источники, знакомые с ситуацией. Это поможет им завершить сделку быстро и гладко. Если Delta и Northwest договорятся с 11 тыс. пилотов, то соглашение будет одобрено руководством профсоюзных советов уже сегодня.
Руководство Delta Air Lines и Northwest Airlines должны сегодня встретиться и провести голосование по сделке, которая будет заключена, скорее всего, по рыночным ставкам. Не исключено, что для Northwest будут предусмотрены некоторые льготы, говорит источник, однако, полной уверенности в этом у него нет.
Кризисная эпоха
Крупные авиакомпании в Америке уже не первый год переживают тяжелый кризис. Они до сих пор так и не смогли оправиться от терактов 11 сентября 2001 года, когда боевики захватили пассажирские самолеты и использовали их в качестве оружия. Как недавно заявила Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), потери мировой деловой авиации после терактов составили $40 млрд. Процедуру банкротства за это время проходили US Airways, United Airlines, Northwest Airlines и та же Delta Airlines.
Авиационная отрасль потихоньку снова начала расти. Однако, «мутная» экономика и глобальный кредитный кризис снова бросили авиакомпании в пучину нестабильности и пессимистичных перспектив. По ним бьет и рост цен на нефть, поднимающихся к отметке 100 долларов за баррель: на долю горючего приходится 30% эксплуатационных расходов авиакомпаний.
|