Всю минувшую неделю, предваряющую католическую Пасху, поляки вынуждены были не столько готовиться к воскресному празднику, сколько напряженно следить за тем, что же в конце концов произойдет в одной из больниц города Радома. Начнется или нет эвакуация пациентов ее хирургического и онкологического отделений из-за острого трудового конфликта профсоюза врачей и администрации?
Следует напомнить, что глобальный конфликт с руководством профсоюзов польских врачей и медицинский сестер не кончается по всей стране уже много месяцев. Требования работников службы здоровья никак не удается решить - ни прежнему правительству, досрочно ушедшему в отставку, ни новому, появившемуся после парламентских выборов в конце прошлого года. Последней надеждой должен был стать так называемый «белый саммит» - многодневные переговоры профсоюзов на самом высоком уровне, с правительственной делегацией, возглавляемой премьером Дональдом Туском и при участии представителя президента страны.
Но и здесь стороны до сих пор никак не могут прийти к общей точке зрения ни по одному из вопросов, касающихся реформы системы здравоохранения. По словам председателя Общепольского профсоюза врачей Кшиштофа Букеля в проекте заключительного документа содержится вроде очень много хороших и правильных слов о том, как следует финансировать медицину, какие права и гарантии появятся у пациентов в рамках страховки, каким должен стать статус предприятий здравоохранения.
Но, к сожалению, все предложения слишком неконкретны, в итоге каждый чиновник может их интерпретировать как захочет: «Я не знаю, - говорит Букель, - что премьер-министр хотел достичь, организуя «белый саммит», и какие выводы сделать. Быть может, главная цель ставилась охладить эмоции, отвлечь внимание от существующих проблем медицинской службы. Дебаты пока не принесли никаких реальных фактов», - подчеркнул в заключение.
С ним согласна и шеф секретариата здравоохранения профсоюза «Солидарность» Мария Охман: «Во время «белого саммита», - указал она, - правительство избегает давать ответы на вопросы профсоюзов...». В свою очередь, председатель Общепольского профсоюза медицинских сестер и акушерок Дорота Гардяс также считает, что на сегодня единственным положительным эффектом «белого саммита» является донесение до правительства подробной информации о том, чего на самом деле ждет от реформ общество. Что же касается конкретики, то, по ее мнению, правительство до сих пор не представило ничего, что могло бы реально исправить ситуацию в службе здоровья: «А ведь все время пока заседаем, - сказала она, - протесты на местах продолжаются, возникает угроза их расширения...».
Иными словами, пока профсоюзы медиков еще не теряют надежды повлиять на содержание итогового документа «наверху», медперсонал на местах продолжает нелегкую битву, подобную той, что разыгралась в воеводской больнице города Радома. Еще в минувшую пятницу никто не сомневался, что эвакуация пациентов должна начаться с минуты на минуту. С прошлого вторника уже восемь отделений этого медучреждения перестали принимали пациентов в хирургическое, онкологическое, пульмонологическое и гинекологическо-акушерское отделения, кардиологию, неврологию. Не работала хирургическая консультация. Если же требовалась неотложная операция, пациентов отвозили в близлежащие больницы. Аналогичное положение было и в другой радомской спецбольнице. Там вынуждены были приостановить приемы на урологию.
Легко сказать - эвакуация! По образному выражению одного из руководителей воеводства, больные - не мешки с картошкой. Так просто их не вывезти. План Луизы Сташевский, директора больницы, предусматривал перевозку на машинах скорой помощи примерно ста пациентов хирургического и онкологического отделений, где ситуация совершенно вышла из-под контроля из-за нехватки персонала. Причем часть пациентов находилась в тяжелом состоянии, люди были подключены к аппаратам жизнеобеспечения; их транспортировка требовала особых автомашин и обязательного присутствия врача.
Чтобы облегчить задачу, директор временно решила не трогать больных легочного отделения, а в кардиологию принимать пациентов только в тяжелых случаях. Последовало и решение воеводы - вычеркнуть из реестра службы здоровья два названных выше отделения, поскольку их персонал сорвал контракт с Национальным фондом здоровья. А их врачи прекращают считаться работниками больницы...
Нужно заметить, что конфликт радомских врачей с администрацией обострился не только из-за общего протеста профсоюзов медиков. Масло в огонь конфликта добавило недавнее решение Евросоюза, постановившего, что врачи в каждой из его стран не могут работать более 48 часов в неделю. А исключение из этого правила может наступить только после добровольного согласия каждого.
Подписывать так называемые оговорки «опт-оут» врачи наотрез отказались. На собрании проголосовали за такое решение, поскольку существующая схема расчета времени их работы в больнице не только не стимулировала сверхурочные, но и приводила к большой потере зарплаты - в среднем на 1000 злотых (400 долларов США). На работу приходить перестали, переложив заботу о пациентах на главврачей...
На счастье, страна смогла вздохнуть с облегчением. В минувшую пятницу врачам все-таки удалось прийти к соглашению с дирекцией по поводу злополучного лимита в 48 часов. Врачам обещано изменение порядка оплаты ночных дежурств - дополнительно 5,2 злотых в час. Луиза Сташевска объявила журналистам, что эвакуация пациентов отменена, а подписанные договоры позволят больнице нормально функционировать не только до конца марта, но и в последующие месяцы. Теперь она может обратиться к воеводе с просьбой отозвать приказ об исключении из реестра отделений хирургии и онкологии. А сразу после праздников все отделения начнут снова принимать так называемых плановых пациентов.
По словам директора, врачи согласились с ее аргументом о том, что, повышая заработки, больница не может в столь быстром темпе делать долги. Со своей стороны шеф профсоюза больницы Юлиан Врубель сказал, что достигнутый компромисс до конца не удовлетворяет обе стороны, так как компенсирует врачам только 20% их потерь. Однако нынешнее соглашение медперсонала и администрации все-таки позволит пациентам чувствовать себя в безопасности.
Вопрос теперь в том, придет ли такое чувство ко всем тем, кто нуждается в медицинской помощи в Польше? И надолго ли? Автор: Кирьянов Владимир
|