|
|
|
Летняя Олимпиада-2008 в Пекине обещает сверхприбыли производителям спортивной одежды и инвентаря, однако рост доходов вряд ли отразится на материальном положении рабочих, которые эти спорттовары производят. Международные профсоюзные и трудовые организации утверждают, что на фабриках в Китае, Таиланде и других странах, где шьется и склеивается львиная доля продукции для основных спортивных брендов, человеческие ресурсы эксплуатируются на полурабских условиях.
В преддверии Олимпийских игр международное движение за права рабочих мировой спортивной индустрии Play Fair 2008 опубликовало доклад. Емкость глобального рынка атлетической одежды и товаров для спорта оценивается в 100 млрд долл. (60% рынка занимают Nike и Adidas). Между тем один рабочий на предприятии, например, в Китае за склеивание кроссовок получает менее 2 долл. в день. Его коллега, шьющий футбольные мячи, зарабатывает всего полдоллара за каждый. «Компании делают огромные деньги на спонсировании как самих игр, так и команд, - сказала Эстер де Хаан, представитель Clean Clothes Campaign, организации, входящей в Play Fair. - Часть этих средств можно потратить на улучшение положения рабочих».
Участники Play Fair призывали владельцев глобальных брендов повысить оплату за переработку и улучшить условия труда на азиатских фабриках. «Все это действительно можно сделать, - уверена Эстер де Хаан. - Уровень безработицы во многих странах очень высок, и рабочим спортиндустрии часто затруднительно найти иное место работы». Она сказала, что производители спорттоваров не стесняются эксплуатировать в своих целях страх работников потерять работу и повышать таким образом собственные прибыли.
Международные организации, выступающие в защиту прав рабочих в странах, богатых дешевыми трудовыми ресурсами, требуют от мировых производителей соблюдать правила честной игры. Понятно, что спонсирование грядущих Олимпийcких игр в Пекине снова увеличит продажи. В 2004 году Игры в Афинах позволили акциям Nike вырасти на 14,7%, бумаги Adidas прибавили 11,9%, а их китайский поставщик Yue Yuen подорожал на 8,8%. Adidas была главным спонсором чемпионата мира по футболу в 2006 году, это позволило компании увеличить продажи мячей на 30%. Причем только за второй квартал 2006 года глобальные продажи выросли на 20%, до 2,33 млрд долларов.
В Международной конфедерации профессиональных союзов (ITUC) в пример приводят компанию Nike. Она предпринимала неоднократные попытки внести улучшения в положение работников своих предприятий, в частности сокращая переработку, которая достигала 232 часов в месяц. Однако на общем фоне усилия Nike меркнут. «Уже многие годы в индустрии ничего не происходит, - сказала ответственный за общественные кампании ITUC Кристин Блум. - Одному бренду в одиночку трудно что-либо изменить, но при единстве всех компаний перемены возможны».
Доналоговая прибыль производителей спорттоваров (млн долл.)
Компания
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Рост 2004-2007 (%)
|
Nike |
1450 |
1859 |
2141 |
2199 |
52 |
Adidas |
646 |
849 |
877 |
1088 |
68 |
Puma |
448 |
523 |
453 |
510 |
14 |
Yue Yuen |
300 |
307 |
375 |
386 |
29 |
ASICS |
64 |
100 |
147 |
203 |
214 |
Under Armour |
16 |
19 |
39 |
52 |
222 |
Li Ning |
14 |
22 |
36 |
57 |
289 |
|