Ко всем бедам «Скорой помощи» в ближайшее время может добавиться еще одна - транспортная. Кареты неотложки могут перейти в частные руки. Сегодня Рижская станция скорой медицинской помощи не имеет в собственности ни одной машины. Врачи выезжают к больным на арендованном транспорте, в том числе и у Rīgas satiksme (RS). Однако это сотрудничество может прекратиться в любой момент: у неотложки нет денег на оплату транспортных услуг.
Неудивительно, что муниципальное предприятие уже заговорило о расторжении договора.
Постоянная нехватка денег стала нормальной ситуацией для латвийской медицины, особенно для востребованной населением «Скорой помощи». Рижская неотложка рискует остаться без машин: в связи с растущей инфляцией владельцы транспортных средств потребовали пересмотреть старые тарифы, которые, по их мнению, должны быть увеличены почти в два раза.
Впервые об этом заговорили полгода назад. Как выяснилось, с тех пор ничего не изменилось. Новые тарифы утверждены не были, а за услуги автопарков Рижская станция скорой медицинской помощи платит по расценкам годовой давности. «В итоге каждый месяц сотрудничества выливается нам в убытки в размере 30 000 латов», - пожаловался глава автобазы Rīgas satiksme Райтис Мазъянис. А пресс-секретарь RS Илута Берзиня добавила: «Прерывание договора - это, конечно, слишком громко сказано. Лучше было бы найти деньги. А если нет, то стоит вспомнить, что у любого договора есть определенный срок действия». И для «Скорой помощи» этот срок может закончиться в любой момент.
«Неопределенность со «Скорой» продолжается уже три года, - говорит Райтис Мазъянис. - Содержать этот автопарк мы, конечно, можем, но закупать новые машины не получается. В итоге их средний возраст - более семи лет, когда должно быть только пять. И деньги, которые на предприятии предусмотрены на развитие, идут на покрытие убытков от сотрудничества с неотложкой. Если так будет продолжаться, то придется отдать всю эту сферу в частные руки». Фактически это означает частичную приватизацию «Скорой помощи», ведь без машин врачи к пациентам не попадут - одного оборудования на несколько десятков килограммов. «Назначим аукцион, продадим машины и избавимся от убыточной отрасли», - добавил представитель Rīgas satiksme.
Только какому частнику нужен убыточный бизнес? «Обслуживание «Скорой» и нам тоже приносит убытки, особенно после подорожания топлива, - признался Адигезал Мамедов, председатель правления частной компании Rīgas sanitārā transporta autobāze, которая наравне с Rīgas satiksme предоставляет машины для неотложки. - Но прерывать договор мы пока не собираемся».
Надежда - последнее, что осталось у врачей неотложки. «Да, Rīgas satiksme может прервать с нами договор. Что мы будем делать после этого, неизвестно, - признается замдиректора Рижской станции скорой помощи Иева Алка. - Правда и то, что именно наши медики больше всего страдают от нехватки средств. А бастовать мы не можем - законодательство не позволяет».
Кстати, 17 июня прояснится ситуация с забастовкой Профсоюза медиков и социальных работников. «Сейчас мы обобщаем данные из первичных организаций, а на общем собрании примем решение, - сказал глава профсоюза Валдис Керис. - Классический вариант подразумевает, что на первый день перестают работать амбулаторные заведения, на второй - стационарные, на третий присоединяется «Скорая помощь».
Какими будут действия неотложки, неизвестно, ведь по закону даже во время забастовки работники «Скорой» должны обеспечивать минимальный объем услуг.
|