На рассвете в парижском супермаркете крупнейшей во Франции торговой сети Rungis появился президент Николя Саркози в сопровождении своей жены Карлы, и они смешались с другими посетителями. Своим утренним выходом Саркози хотел внести свой вклад в кампанию, лозунгом которой могла бы стать фраза: «Франция, которая просыпается рано утром и просит только о том, чтобы ей позволили жить на плоды своего собственного труда».
Но президент был в шоке от цен. «Все, правда, слишком дорого!» - воскликнул он, обращаясь к торговцу цветами. Словам Саркози вторят миллионы покупателей по всей Европе, пораженные рекордными ценами похода в Tesco и Sainsbury´s или суммами, которые им приходится выкладывать на автозаправке.
В Болгарии вышли на забастовку водители автобусов. Итальянские рыбаки скоро бросят свои снасти. По всей Европе водители грузовиков блокировали подъезды к нефтеперерабатывающим заводам. Даже бельгийские рыбаки, до сих пор слабо проявлявшие себя в европейской политике, намерены выйти на митинг в Брюсселе. На прошлой неделе их беспокойные французские коллеги в ярости от роста цен на топливо блокировали десятки яхт в порту Шербур: прибегнув к старому трюку времен наполеоновских войн, они перекрыли пути под водой.
Исследование французского министерства финансов показало, что цены в супермаркетах только за последние два месяца выросли на 18%. Масло, макаронные изделия и молоко с прошлого года подорожали на 9%. Если вы покупаете багет на улице, вы заплатите на 5--7% больше.
«Зачем булочнику продавать хлеб за 1 евро, если он знает, что за 1,2 он продаст ровно столько же? - спрашивает 39-летний Джоселин Лоэзик, который каждую субботу изготавливает около тысячи багетов. - Цены продолжат расти, это точно». Такая же ситуация и на Рейне: в пределы общей инфляции укладываются только цены на мясо, выросшие за год на 3%. «Лично я вижу большую разницу, когда подхожу к кассе, - говорит Мелани Мюллер, продавщица цветов из Берлина. - Молочные продукты подорожали, поэтому я стала покупать больше фруктов. Но и на фрукты цены выросли больше чем на 15%».
Но нигде в еврозоне цены на продукты питания не выросли так, как в Испании. За год стоимость муки и молока поднялась на 40%, а яиц - на 11%. В результате впервые за 10 лет инфляция в Испании достигла 4%, что в два раза выше уровня, запланированного европейским центробанком.
В этом внезапном взрыве европейские политики отчетливо слышат эхо многочисленных экономических болезней 1970-х. Мировые лидеры намерены организовать несколько встреч, целью которых должно стать принятие решение по выходу из кризиса. Первым мероприятием в этом списке идет чрезвычайный саммит в Риме на следующей неделе, созванный Организацией по продовольствию и сельскому хозяйству ООН. Затем министры отправятся в Женеву на заседание ВТО. Пик активности политиков придется на июль, когда Гордон Браун и президент Буш встретятся с лидерами других развитых стран на саммите «большой восьмерки» в Японии.
Однако они обнаружат, что этот кризис ресурсов вызван глобальными и сложными факторами. Возьмите цены на нефть, которые сегодня дошли до отметки $130 за баррель.
У крупнейших нефтяных кризисов 1973 и 1979 годов, которые оказали разрушающее влияние на западные экономики, была простая причина: производители Среднего Востока перекрыли кран. Все началось с Саудовской Аравии, которая в 1973 наложила эмбарго на поставки нефти, чтобы наказать Запад за поддержку Израиля во время войны Судного дня (Йом Кипур). Через шесть лет иранская революция подобрала к этому крану еще один огромный гаечный ключ.
На этот раз с поставками проблем нет: все средневосточные производители, включая Иран, качают нефть безостановочно. Америка хочет, чтобы Саудовская Аравия делала это еще быстрее, но на самом деле арабы продают свою нефть настолько быстро, насколько это возможно. Учитывая то, что цены на нее высоки, они наслаждаются неожиданной прибылью в размере сотен миллиардов долларов.
На самом деле центральная проблема - растущий спрос. Китай и Индия, население которых в сумме превосходит 2 млрд человек (это треть всего населения планеты), меняют картину мировой экономики. Обе страны переживают бум: темпы роста китайской экономики превышают 10% в год, индийской - 8%. При этом ни один из этих гигантов не добывает нефти. Обе страны покупают на мировом рынке столько сырья, сколько они могут себе позволить. Это, в свою очередь, двигает цену вверх.
В случае с ценами на продовольствие причины те же. Засуха в Австралии, неурожай в Канаде и агрессивная политика в сфере биотоплива в Северной Америке и Евросоюзе нанесли удар по мировым поставкам продовольствия. Не меньше 100 млн. тонн кукурузы было выращено в Америке в этом году для того, чтобы осчастливить автомобилистов. Примерно 5% всего урожая злаков в мире сейчас идет на «питание» машин, а не людей. Но это все не так важно, как вы можете подумать. Как и в ситуации с нефтью, главной проблемой являются не поставки продовольствия, а небывалый рост спроса. И снова определяющий фактор - выход на рынок сотен миллионов китайских и индийских потребителей.
«Раньше в азиатских странах доход на душу населения составлял $1 в день, а теперь он поднялся до $2. Теперь люди могут покупать немного больше мяса и добавлять в свой рацион немного больше белков. Для этого необходимо больше зерна», - говорит Кона Хаке, специалист по стратегии в сфере сырьевых товаров Macquarie bank. Теперь китайцы и индийцы покупают почти столько же мяса, сколько и все мы. В одном только Китае 200 млн. тонн зерна пошли на корм домашнему скоту, чтобы удовлетворить растущий спрос на мясо. Все это зерно, по объему в два раза превышающее объем зерна, используемого в Америке для производства биотоплива, идет в желудки животных, а не людей.
Следовательно, мир начал потреблять больше еды, чем производилось ежегодно в течение последних трех лет. Неприкосновенные запасы неуклонно истощаются.
В истории ЕС был случай, когда власти объявили о поощрении тех фермеров, которые будут выращивать дополнительный урожай, в результате мировые рынки оказались заваленными дешевыми продуктами. Но сегодня сельскохозяйственная политика ЕС больше не поощряет дополнительное производство. Запасы продовольствия в мире истощаются: только в прошлом году они оскудели на 50 млн. тонн зерна.
Высокие цены на продовольствие и топливо сохранятся. Если только Китай и Индия резко не обеднеют (что вызвало бы еще большую мировую экономическую катастрофу), их новая покупательная способность поддержит цены, они сохранятся на высоком уровне. Минимизировать ущерб можно, лишь увеличив производство еды.
Отчасти этого можно достичь, совершенствуя сельхозтехнологии или используя больше удобрений (хотя цены на удобрения тоже растут). Кроме того, можно отдать больше земли под сельское хозяйство, но на это уйдет время. «Это битва за акры, - говорит Хаке. - Но даже если допустить, что фермерам удастся вырастить небывалый урожай, им все же придется как-то компенсировать свои расходы, поэтому они не скоро согласятся снизить цены».
|