О ситуации на сегодняшний день в Кыргызстане с детским трудом и их доступом к образованию в проекте «Открытый Кыргызстан» говорит координатор Проекта МОТ-ИПЕК «Борьба с детским трудом в Центральной Азии» в Кыргызстане Алла Орда.
Как считает она, в Кыргызстане в настоящее время детский труд становится проблемой всего общества. «Несмотря на то, что такое явление, как работающие дети, появилось относительно недавно, в стране уже получили распространение наихудшие формы детского труда, сопряженные с опасностью или причинением вреда здоровью», - говорит она.
Дети в Кыргызстане работают в основных сферах деятельности взрослых – в торговле, различных видах услуг, в сельском хозяйстве, а также работают дома в качестве прислуги.
Наиболее распространено использование детского труда при выращивании сельскохозяйственных культур: табака, риса, хлопка. Так, по данным Центрального комитета профсоюзов работников агропромышленного комплекса Кыргызской Республики, только в Жалалабадской области на сельскохозяйственные работы каждый сезон привлекается в среднем до 125 тыс. детей.
Как рассказывает она, большинство детей не посещают школу из-за материальных трудностей и по семейным обстоятельствам. Согласно статистическим данным, несмотря на значительный охват школьным образованием детей в КР, а оно составляет 97%, численность детей школьного возраста, не посещающих школы по тем или иным причинам, не уменьшается.
В настоящее время Национальный Статистический Комитет КР в рамках программы МОТ (СИМПОК - Программа по статистике и мониторингу детского труда) проводит Национальное обследование всех домохозяйств в Кыргызстане на предмет выявления детского труда и количества работающих детей. Предполагается, что к осени этого года уже будут обнародованы реальные статданные о количестве работающих детей в стране.
«Что касается законодательства, регулирующего вопросы детского труда и молодежной занятости, то в Кыргызстане имеется достаточная законодательная база, защищающая права детей», - говорит Алла Орда. Однако, несмотря на все усилия, предпринимаемые государством, международными организациями и социальными партнерами, детский труда в КР востребован.
Как считает она, наиболее эффективный способ борьбы с детским трудом – это улучшение качества и доступа к формальной системе образования, чтобы такая система смогла привлечь и удержать детей, освободив их от детского труда, помочь им успешно интегрироваться в школьный процесс.
Отвечая на вопрос «готовы ли средние школы принимать на обучение работающих детей?», А.Орда сказала, что сегодня работающему ребенку, не посещающему школу, очень сложно вернуться в систему формального школьного образования.
«Нет классов выравнивания для работающих детей, вечерних классов для работающих детей, нет специально обученных преподавателей, которые бы могли давать знания работающим детям, которые бы помогли им в дальнейшем плавно интегрироваться в систему формального школьного образования», - говорит она.
«Мы должны все осознать сегодня, что дети, вовлеченные в работу, особенно в НФДТ, не получившие базового образования, рискуют превратиться в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных граждан, которые не будут иметь возможности защищать свои права и иметь достойную работу и, которые не смогут способствовать развитию государства в целом», - считает эксперт.
«Только совместными усилиями можно заложить основу для дальнейшей работы по окончательному искоренению детского труда в Кыргызской Республике и предоставить доступ детям к качественному и равному для всех образованию», - заключает А.Орда.
СПРАВКА. Международная программа МОТ по искоренению детского труда – ИПЕК работает в Кыргызстане с 2005 года, является столпом многих программ МОТ по образованию и обучению. В Кыргызстане ИПЕК предоставляет советы по выработке политики и техническую помощь правительству для обеспечения включения вопросов доступа работающих детей к образованию в образовательную политику и программы, а также ИПЕК заинтересован в обеспечении качественного образования для детей, извлеченных из НФДТ.
|