Европа, взбудораженная резким повышением цен на топливо, ответила на условия торговцев массовыми акциями протеста. Испанские, французские, а теперь и британские дальнобойщики объявили забастовку, отказались возить товары, перекрыли дороги. Одним словом, выразили решительное «фу» дороговизне. Наши дальнобойщики пока сидят на низком старте. С одной стороны, признаются они, жить стало очень трудно, с другой, сказывается северный менталитет. «У нас как-то не принято устраивать акции наподобие той, что проходит в южных европейских странах. Однако, если дело так пойдет дальше, мы готовы будем на самые решительные меры», - сказал председатель Профсоюза транспортников Пеэп Петерсон.
Профсоюзы готовы действовать
По его словам, пока роль профсоюза сводится к тому, чтобы вытребовать для водителей нормальные зарплаты. «Проблемы с ценами на топливо на данном этапе касаются только работодателей. Но мы понимаем, что рано или поздно, если тенденция сохранится, будет невозможно поднимать зарплаты, появится угроза сокращений, а там и до закрытия фирм, не выживших на рынке, недалеко», - пояснил Петерсон.
Он добавил, что профсоюзы и сами предлагали работодателям начать акцию протеста. Но пока предприятия как-то держатся. «Понятно, что наши власти не могут заморозить цены на топливо. В их власти - снизить или отменить акцизы, но от этого пострадавших будет только больше», - считает профсоюзный лидер. Ведь, поступления от акцизов идут на дотации общественного транспорта, и, если нас не обманывают, на строительство и ремонт дорог.
Тем не менее, как отметил Петерсон, если ситуация будет развиваться в ту же сторону и в том же темпе, надобность выражать недовольство появится сама собой. И профсоюзы готовы выступить для того, чтобы наше государство подняло тему на более высоком уровне и заявило на международной арене о наших проблемах, знакомых сегодня всем европейцам.
Не заработать, а выжить
Присоединиться к забастовкам готовы и работодатели дальнобойщиков. «Нам стало намного сложнее жить. И чем дальше, тем труднее», - поделился руководитель предприятия RR Transport Рогер Роомет. По его словам, пока выживать удается только потому, что заказчики понимают ситуацию и готовы доплачивать за все дорожающее топливо. Но и их терпение не безгранично.
«Впрочем, уже есть те, кто отказывается от заказов, поскольку получают более выгодные предложения от небольших фирм», - пояснил Роомет. Кстати, тут речь не о гибкости ума руководителей маленьких предприятий. Просто за купленные в кредит машины нужно платить банкам, вот они и делают невыгодные для себя скидки, чтобы заманить побольше клиентов и насобирать денег на взносы.
Роомет не смог сказать, до каких пределов должны добраться цены на топливо, чтобы начались сокращения работников и повальное банкротство фирмы-перевозчиков. «Пока клиент согласен платить, мы будем работать. Но если и в Эстонии начнется акция протеста, мы готовы к ней присоединиться», - отметил наш собеседник.
Пока платят, будем работать
Коллега Роомета, исполнительный директор фирмы Peco Transport International Мярт Ранник отметил, что его предприятие пока тоже вполне устойчиво держится на плаву, и причин увольнять сотрудников на его предприятии пока нет. Но фирма больше возит грузы за рубежом, получая заказы от партнеров, которым пока удается договариваться с заказчиками в нынешних условиях.
Конечно, повышение цен на топливо, по его словам, сказывается в итоге на конечной цене продуктов. «Мы больше тратим при перевозке, заказчик оплачивает большие счета, а простые покупатели вынуждены брать более дорогие товары», - отметил он. «Но мы возим продукцию, которая имеет соответствующий спрос. Люди хотят есть, а потому готовы платить», - сказал Ранник.
Однако он не берётся прогнозировать, когда для всех наступит предел возможностей, и акцию протеста эта фирма готова поддержать. «Знаете, одна наша машина застряла в Испании, где заблокированы дороги. Так что волей-неволей мы уже участвуем в забастовке», - заявил исполнительный директор. Наши собеседники ушли от ответа, на сколько же выросли тарифы за перевозки. Однако на сайте одной из транспортных фирм мы наши информацию, что еще в январе нынешнего года так называемая доплата на топливо для заказчиков составляла 4, 459 процента от стоимости перевозки. На июнь с учетом подорожания литра дизельного топлива эта же доплата составила уже 14, 285 процента. А специалисты говорят, что в ближайшее время цены на горючку продолжат свое стремительное восхождение.
|