Еврокомиссия требует от «Индустриального союза Донбасса», подконтрольного миллиардеру Сергею Таруте, выплатить 750 миллионов злотых (более 300 миллионов долларов). По данным еврочиновников, эти средства в 2004 году правительство Польши предоставило Гданьскому судостроительному заводу в виде помощи. Но после того как предприятие перешло под контроль «ИСД», Евросоюз потребовал вернуть помощь или сократить мощности верфи более чем в два раза.
«ИСД» ультиматума не принял и полгода вел переговоры с еврочиновниками. Накануне оглашения окончательного вердикта собственники Гданьской верфи пошли на крайний шаг. Автобусами они начали свозить работников прямо в Брюссель к офису Еврокомиссии.
«В случае если будет негативное решение Евросоюза по плану реструктуризации, возникнет вопрос о возврате публичной помощи Евросоюза. Это будет значить, что инвесторы от этих объектов отвернутся, а все рабочие потеряют свою работу», - сообщил вчера председатель наблюдательного совета ISD Polska Александр Пилипенко.
Пресс-секретарь ISD Polska Яцек Ленски добавляет, что для польских верфей «возвращение помощи автоматически означает уничтожение». «Мы посчитали, что построить современную судостроительную верфь обойдется гораздо дешевле - 550-600 миллионов злотых», - говорит он. По словам Ленски, альтернативным решением может быть сокращение мощностей завода, но не вполовину, как того требует ЕС.
Предварительно Еврокомиссия потребовала ограничить мощности Гданьской верфи выпуском 15 судов в год. «При этом не указываются объемы этих судов. Мы заказывали исследования у McKenzy, согласно их выводам, для Гданьской судоверфи наиболее приемлемый вариант - производство небольших судов для добычи нефти. Поэтому вариант в 15 судов ежегодно нам не подходит», - заключил Ленски.
Возможные варианты
Еще одним из предложений «ИСД» может стать объединение Гданьской судоверфи с судоверфью в Гдыне, которая ныне находится в госсобственности. «Если нам позволят реализовать наш план, мы будем покупать Гдыню. У нее большие долги, мы можем взять обязательства по их погашению и инвестициям в предприятие», - отмечает Яцек Ленски.
Стоит отметить, что требование вернуть государственную помощь коснулось также и других судостроительных заводов Польши, в частности в Гдыне и Щецине.
Их интересы в Еврокомиссии будет представлять польский министр финансов Александр Град. Он по требованию ЕС обнародует программы реструктуризации верфей.
Общая цена вопроса для польского правительства - 5 миллиардов злотых (1,5 миллиарда евро), они были ранее выделены в качестве государственной поддержки судостроительной отрасли в последние годы. Из них 750 миллионов злотых было выделено Гданьской судоверфи в 2004 году.
«ИСД» мобилизирует работников
Учитывая важность момента, еще со вчерашнего дня в Брюссель начали съезжаться автобусы с работниками польских верфей. Официальным организатором протеста себя называет польский профсоюз «Солидарность». Но, по данным источников, близких к менеджменту верфей, инициатором протеста выступило польское подразделение «ИСД» (ISD Polska), которое контролирует миллиардер Сергей Тарута.
Как сообщил пресс-секретарь Общегосударственной секции корабельной промышленности «Солидарности» Марк Левандовски, в акции примут участие 350 членов профсоюза. Польские рабочие намерены пикетировать здание Еврокомиссии во время переговоров.
В то же время представители Еврокомиссии заверяют, что никакие методы давления не повлияют на их решение. «Наша позиция неизменна. Помощь частным компаниям противоречит европейскому законодательству о конкуренции, поскольку ставит в невыгодное положение других участников рынка», - объясняет Давид Стулик, пресс-секретарь Представительства Еврокомиссии в Украине.
|