|
|
|
Сотрудники гипермаркета «Ашан» заявляют о грубых нарушениях прав работников. В супермаркете практикуется 16-ти и 20-ти часовый рабочий день. За неповиновение грозит увольнение.
Французский торговый гигант «Ашан» открыл свой первый гипермаркет в Киеве в конце марта. На 15 тыс. кв. м площади размещаются сотни стеллажей, десятки бутиков, и свыше полтысячи рабочих мест. Однако за европейским брендом не оказалось европейских условий труда, утверждают сотрудники.
«Создать профсоюз нас вынудило отношение французского и украинского руководства к работникам гипермаркета, – рассказывает глава первички профсоюза «Захист праці» Александр Ружинский. – Возмущало то, что рабочий день длился не 8, а 20 часов. Иногда работать приходилось целые сутки. Кроме того, существовала масса других проблем. Например, компания обязывалась предоставлять сотрудникам обед. Но до официального открытия ничего подобного не было. Позже начали давать весьма скудный паек, и то за него приходилось доплачивать».
По словам Ружинского, многих работников в «Ашан» принимали без трудовой и санитарной книжек. В результате они оказывались совершенно бесправными. Студентов принимали всего на один рабочий день, который длился 15 часов. «Вопиющий случай произошел пару месяцев назад. Студент, работавший за машинкой для нарезания сыра, отпахал себе четыре пальца. Ему сунули в карман 100 гривен, выставили с предприятия и доходчиво объяснили, что он «упал на бутылки», – вспоминает глава профкома.
После всего случившегося работники решили создать профсоюз. Опытом поделились коллеги из супермаркета «METRO Cash&Carry» и Житнего рынка, где первички «Захист праці» существовали уже давно. Сотрудница «Ашана», пожелавшая остаться анонимной ввиду репрессий, рассказывает: «Вначале нас было 6 человек. Вскоре стали присоединяться новые люди – профсоюз начал расти. Но уже через несколько дней начался серьезный прессинг, хотя мы даже не успели предъявить требования». Одного члена профсоюза заставили уволиться, а еще четырех – написать заявления о выходе из организации».
Через две недели после создания профсоюза был уволен и Александр Ружинский. «Мне поставили в вину то, что я работал не 20 часов а 16, – говорит он. – Все это время я находился на работе, но люди, глядя мне в глаза, подписывали протокол о прогуле… Наибольший энтузиазм в борьбе с профсоюзом проявила HR-менеджер Ольга Вовк». Сейчас «Захист праці» добивается восстановления Александра через суд.
К сожалению, госпожа Вовк отказалась давать комментарии, сославшись на указания свыше. В центральном офисе «Ашана» нам также в комментарии отказали. Удалось выяснить лишь то, что позиция тотального молчания полностью согласована с французским руководством. Поэтому ни выяснить позицию работодателя, ни проверить факты, приведенные представителями профсоюза, вчера не удалось.
«Профсоюзы часто ассоциируются с какими-то промышленными гигантами. Поэтому активизация работников сферы торговли и услуг была для многих неожиданностью», – сказал лидер Киевского отделения «Захисту праці» Олег Верник. Он считает, что причины нужно искать в 90-х. «Тогда промышленность была в упадке, заводской труд был непрестижным и мало оплачиваемым. А инициативная молодежь шла в торговлю. И сегодня именно инициативные люди, задействованные в этой сфере, начинают объединяться, чтобы защитить свои права», – заявляет Верник.
|