|
|
|
В минувшую субботу в Латвии прошел первый из двух референдумов, намеченных Центральной избирательной комиссией республики на август. Граждане страны должны были ответить на вопрос: «Поддерживаете ли вы принятие законопроекта «Изменения в Конституции Латвийской Республики?».
Поправки к Сатверсме (так называется основной закон страны на латышском языке), разработанные по инициативе Латвийского союза свободных профсоюзов, предлагают изложить статьи 78 и 79 в следующей редакции:
«78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить президенту Республики полностью разработанный проект поправок к Конституции, законопроект, проект решения о роспуске Сейма, который президент передает Сейму. Если Сейм не примет проект без поправок содержания, то таковой передается на референдум.
79. Переданные на референдум поправки к Конституции считаются принятыми, если с ними согласились не менее половины всех, имеющих право голоса.
Переданный на референдум законопроект (решение об участии Латвии в Европейском Союзе или существенные изменения данного участия, решение о роспуске Сейма) считается принятым, если число голосовавших составило не менее половины от числа участвовавших в выборах последнего Сейма избирателей, и если большинство проголосовало за принятие законопроекта (решения об участии Латвии в Европейском Союзе или существенных изменений в условиях данного участия, решения о роспуске Сейма)».
По данным Управления по делам гражданства и миграции Латвии, в республике право голоса имеют 1 515 562 человека. Для того, чтобы поправки вступили в силу, за них должна была проголосовать половина избирателей – 757 781 человек. Волеизъявление на референдуме имело свою специфику: проголосовать можно было на любом из 951 избирательного участка страны и 47 участков за рубежом при предъявлении паспорта гражданина Латвии.
Согласно опросу, проведенному за день до голосования, на референдум намеревались прийти или, скорее всего, предполагали принять в нем участие 59% избирателей. И даже в первой половине дня голосования большинство экспертов склонялось к тому, что необходимый 50-процентный барьер будет преодолен. Большую активность избирателей, по их мнению, должны были предопределить «удар инфляции по кошельку» и серьезные просчеты правительства в социально-экономической сфере.
Однако эти оптимистичные прогнозы не оправдались. Добиться 50-процентной явки избирателей в августе, в выходной день, в разгар летних отпусков – невыполнимая задача. К тому же противники принятия поправок (правительство и правящая коалиция правоцентристских партий в Сейме) сделали все, чтобы сохранить свое положение незыблемым. Премьер-министр, спикер Сейма, министры, лидеры партий, входящих в правящую коалицию, публично заявили о своем намерении проигнорировать референдум и призвали своих сторонников последовать их примеру. Они назвали поправки к Конституции «некачественными» и «политизированными».
Население республики запугивали разного рода «страшилками». Так, лидер правонационалистического объединения ТБ/ДННЛ Роберт Зиле предупредил: принятие поправок приведет к тому, что «правительство и Сейм станут беспомощными при принятии важных социальных решений». А спикер Сейма Гундар Даудзе в телевизионном интервью накануне референдума пугал приходом к власти левых сил и снова пустил в ход потрепанную националистическую карту. «Мы очень рискуем тем, что в следующем парламенте большинство будет у левых сил. Это, в первую очередь, означает, что может смениться политический курс нашей страны, а во вторую - что мы получим реальное двуязычие и реальное двухобщинное государство».
Стремясь «умаслить» недовольных граждан, правительство в канун плебисцита с небывалой щедростью объявило о подготовке двух законопроектов, направленных на увеличение доходов населения. Предлагалось повысить необлагаемую базу по подоходному налогу и увеличить сумму компенсации медицинских и образовательных расходов населения в два раза. Противники референдума не погнушались накануне плебисцита даже распустить слух, что нельзя голосовать по старым паспортам. И их старания привели к желаемым результатам.
По предварительным данным Центризбиркома, после обобщения данных, поступивших из 995 из 998 избирательных участков, в референдуме приняли участие 628 648 граждан (40,14% избирателей страны), из которых подавляющее большинство – 608 202 человека (96,75% голосовавших) высказались за принятие поправок. Таким образом, явка оказалась ниже 50%, необходимых для признания результатов референдума. Тем не менее, итоги голосования продемонстрировали недовольство значительной части латвийских граждан социальной и экономической политикой правящей коалиции. А если бы к плебисциту были допущены 372 тыс. дискриминируемых неграждан, проживающих в республике, то инициаторы поправок однозначно праздновали бы победу. Поэтому сторонники референдума, вдохновленные сравнительно высокой активностью избирателей, обратились к президенту и Сейму с призывом прислушаться к мнению народа и вернуться к рассмотрению «народных поправок» в парламенте или распустить Сейм.
Президент республики Валдис Затлерс, демонстративно принявший участие в голосовании вместе с супругой в Доме Конгрессов, заявил, что мнение народа относительно поправок должно быть услышано. Более 600 тыс. голосов в поддержку поправок убедили главу государства в правильности объявленной им позиции по изменению Конституции. 4 августа он намерен провести встречу со спикером Сейма и потребовать созыва внеочередного заседания парламента по поводу поправок к Сатверсме. А за два дня до референдума латвийский президент выступил с заявлением о внесении в Сейм президентской законодательной инициативы по изменению Конституции. В законопроекте президента, разработанном Конституционной комиссией при главе республики, предусматривается не только право народа инициировать роспуск Сейма, но и право президента распускать парламент без риска быть отправленным в отставку парламентариями. Дело в том, что согласно нынешнему законодательству, решение президента распустить парламент на референдуме должен поддержать народ. Если народ голосует «против», то в отставку уходят не депутаты, а сам президент. Президентский законопроект предлагает также переход на всенародные выборы главы государства с одновременным расширением его полномочий. Фактически речь уже идет о необходимости революционных изменений Основного Закона страны, о постепенном переходе от парламентской к президентской республике. Внушительная поддержка «народных поправок», по мнению экспертов, ставит на повестку дня и вопрос перехода к смешанной или мажоритарной системе парламентских выборов, и к решению путем референдумов важных международных обязательств Латвии, таких, как вступление в НАТО или присоединение к Лиссабонскому договору.
Референдум показал, что в Латвии, похоже, назревают серьезные политические и конституционные перемены. Да оно и не удивительно. Ведь республика живет по Конституции, написанной 86 лет назад. Автор: Ермаков Андрей
|