3 сентября 2008 г. на встрече в Николаеве главы профсоюзов предприятий воднотранспортного комплекса утвердили обращение к министру транспорта и связи Иосифу Винскому. Главное требование - внести изменения в Отраслевое соглашение на 2006-2009 гг. между Минтранссвязи и Профсоюзом работников морского транспорта Украины, причем допустить к этому процессу представителей всех заинтересованных сторон.
Озабоченность профсоюзов понятна. Последние реформы в портовом хозяйстве, направленные на разделение административных и хозяйственных функций и упрощение доступа частного капитала к объектам инфраструктуры МТП, коренным образом меняют систему отношений между рабочими и работодателями. В свете этого, содержание Соглашения (в котором нет даже раздела «Трудовые отношения») между государством и профсоюзами не соответствует сложившейся ситуации и требует серьезной корректировки, как минимум, включения в качестве одной из его сторон представителя работодателей-частников.
Но настоящей причиной такой реакции профсоюзных лидеров стало не морально устаревшее Отраслевое соглашение. В конце концов, реформы в отрасли начали проводиться не вчера, да и несоответствие документа действующему законодательству можно было исправить намного раньше. Обратиться к министру представителей работников морских предприятий заставило другое.
На прошлой неделе состоялось совещание между профсоюзными боссами и руководством Минтранссвязи. На нем со своим проектом изменений в Соглашение выступил «Укрморречфлот» в лице замдиректора Виктора Сударева. Общий смысл этих изменений сводится к уменьшению влияния профсоюзов на управление предприятиями, особенно в вопросах приватизации (аренды) имущества.
Так, в п.2.30. документа («Согласовывать с Профсоюзом, его первичными организациями проекты программ реструктуризации Предприятий, а также перечни имущества, которое подлежит продаже, передаче в аренду, коммунальную собственность, и имущества, на базе которого будут созданы новые юридические лица, филиалы, представительства») предлагалось термин «Согласовывать» заменить на «Проводить консультации по поводу». А п.2.31. («Обеспечить участие профсоюзных представителей в работе: - комиссий по приватизации, реструктуризации, реорганизации, санации и ликвидации субъектов ведения хозяйства; - конкурсных комиссий по продаже имущества; - комиссий относительно списания и отчуждения имущества государственных Предприятий; - комиссий по передаче объектов в аренду, из государственной собственности в коммунальную») предлагалось просто исключить.
Кроме того, представители Минтранссвязи предложили ужесточить условия п.2.18. Соглашения, регламентирующего процесс увольнения работников, в частности, уменьшить срок предварительного письменного уведомления профсоюза с трех месяцев до одного.
Еще одной серьезной «бомбой» можно считать предложение о предоставлении права подписи Соглашения профсоюзам, не входящим в состав ПРМТУ. Это является не чем иным, как попыткой легализации «карманных» организаций, созданных начальниками некоторых предприятий воднотранспортного комплекса с целью давления на представителей основного морского «трейд-юниона».
Неудивительно, что планы, озвученные Минтранссвязи, вызвали ответные действия профсоюзных лидеров. Становится ясен и намек на п.1.8. Соглашения, содержащийся в их обращении к И.Винскому. Этот пункт предусматривает, что изменения и дополнения в Соглашение вносятся «в случае необходимости по согласию Сторон».
Сложившуюся ситуацию можно назвать патовой: профсоюзы явно не горят желанием поддерживать урезание своих прав, а Минтранссвязи, за которым, по-видимому, стоят будущие собственники портовых терминалов, не собирается допускать представителей наемных работников к такому «ответственному» процессу, как грядущая большая приватизация госимущества МТП. Однако, чтобы найти выход из этого тупика, обращения к министру транспорта и связи явно недостаточно.
|