Массовая забастовка сотрудников профсоюзов Boeing, продолжающаяся уже больше недели, может не только привести к существенным финансовым потерям компании, но и оказать воздействие на всю американскую экономику, которой уже грозит рецессия. Кроме того, если забастовка продлится больше месяца, это может повлиять на сроки поставок самолетов авиакомпаниям, которые, в свою очередь, находятся не в самом выгодном положении из-за продолжающегося глобального финансового кризиса и высоких цен на нефть.
Конфликт из-за 2%
На прошлой неделе руководство Boeing заявило, что забастовка профсоюза - Международной ассоциации рабочих машиностроительной и аэрокосмической промышленности (IAMAW), начавшаяся 6 сентября, может продлиться как минимум месяц. Несмотря на то что стороны не раз заявляли о готовности возобновить прерванные в начале сентября переговоры, забастовка затягивается. Члены профсоюза требуют увеличения зарплаты как минимум на 13% и отмены практики перевода рабочих мест в страны с более дешевой рабочей силой. Boeing же предлагает повысить оплату труда лишь на 11%.
The Boeing Company - один из крупнейших в мире производителей воздушных судов и основной поставщик NASA. Boeing Commercial Airplanes - подразделение The Boeing Company. Выпускает лайнеры Boeing 737, 747, 767, 777, 787 и BBJ (Boeing Business Jet). В первом полугодии доходы Boeing Commercial Airplanes составили 50% ($16 млрд) от общих доходов и 58% ($1,3 млрд соответственно) от общей операционной прибыли The Boeing Company.
Это уже шестая по счету забастовка в Boeing со времен окончания второй мировой войны. Предыдущие забастовки в 2005 и 1995 годах длились соответственно 24 и 69 дней. Забастовка 1995 года оказалась самой длительной за последние полвека. Тогда члены профсоюза бастовали 140 дней. Пока неизвестно, сколько продлится нынешняя забастовка, несмотря на то что стороны выражают готовность сесть за стол переговоров. «Мне кажется, эта забастовка будет длиться долго. У обеих сторон серьезные разногласия», - говорит управляющий директор и аналитик американской консалтинговой компании Leeham Co. Скотт Гамильтон.
Забастовка 2005 года обошлась Boeing в $2 млрд. В результате той забастовки авиаконцерну не удалось поставить в сроки более 20 самолетов. По оценкам большинства экспертов, в нынешней ситуации, когда заказы Boeing расписаны на семь лет вперед и запланированные на текущий год поставки составляют более 40 самолетов в месяц, каждый день забастовок может стоить компании $100-120 млн, а ежемесячные доходы на каждую акцию снизятся на $0,3-0,4. Забастовка профсоюзов также вызвала на рынке опасения по поводу дальнейших задержек в поставках Dreamliner 787, который позиционируется как топливосберегающий лайнер (за счет применения суперсовременных композитных материалов он экономит до 20% топлива). Именно эта характеристика Dreamliner 787 является ключевой для авиакомпаний в борьбе с продолжающимся ростом цен на нефть. «Мы бы так не беспокоились о забастовке, если бы она не повлияла на работы над 787», - отметил аналитик швейцарского банка UBS Дэвид Штраус в докладе инвесторам. Напомним, что Boeing изначально планировал начать тестирование Dreamliner 787 в сентябре 2007 года, а в мае этого года уже приступить к его поставкам.
Сейчас выпуск первой партии Dreamliner 787 намечен на вторую половину 2009 года. Более 50 авиакомпаний заключили контракт на поставку Dreamliner 787 - Qatar Airways, австралийская Qantas, японская Nippon Airways, Singapore Airlines и другие. Некоторые из них уже выражали готовность требовать от Boeing возмещения убытков за задержку поставок. В четверг одна из крупнейших авиакомпаний Азии, Emirates Airlines из ОАЭ, сообщила о том, что ее уже известили о задержке в поставке трех широкофюзеляжных Boeing 777-200LR. Арабские СМИ подчеркивают, что одними из первых ощутить последствия забастовки в Boeing смогут ближневосточные авиакомпании, которые являются крупнейшими клиентами американской компании. По данным издания The National из Абу-Даби, задержка поставок Boeing 777 может стать главным препятствием для Emirates Airlines, Etihad и Qatar Airways, расширяющих свое присутствие в мире. Emirates Airlines - основной клиент Boeing 777, стоимость которого составляет от $200 млн до $279 млн. На сегодняшний день Boeing должен поставить 52 самолета Emirates Airlines, 45 судов - Etihad, а Qatar Airways - 54 самолета.
Наблюдатели отрасли не исключают, что в случае роста числа задержек из-за забастовки в Boeing в выигрыше может оказаться его основной конкурент европейский Airbus (входит в Европейский авиакосмический и оборонный концерн - EADS), который уже начал выходить из двухлетнего кризиса. Напомним, в 2006 году Airbus потерял первое место по объемам заказов, уступив его Boeing, после того как объявил о задержке поставок своего новейшего суперлайнера А380. Срыв поставок A380 привел к почти 30-процентному падению акций EADS и смене за несколько месяцев двух гендиректоров Airbus. В феврале 2007 года руководство Airbus объявило о масштабной реструктуризации - сокращении рабочих мест и переводе некоторых заводов в страны с более дешевой рабочей силой. На прошлой неделе стало известно, что Airbus планирует строительство завода в Тунисе. Наблюдатели подчеркивают, что заказы Boeing рассчитаны на несколько лет вперед, поэтому вряд ли забастовка приведет к резкому падению числа заказов Boeing в ближайшие годы, но если руководство американского концерна не сможет как можно быстрее договориться с профсоюзами и забастовка затянется, это поможет Airbus получить заказы от тех авиакомпаний, которые до сих пор не сделали выбор между американским и европейским авиаконцернами.
Призрак рецессии
Однако забастовка IAMAW негативно повлияет не только на компанию, но и на экономику отдельных регионов, где компания является основным работодателем, и поставщиков, расположенных по всему миру. Поставщики Boeing вынуждены будут полностью приостановить поставки элементов для самолетов, отправив рабочих в отпуск. В числе поставщиков американского авиаконцерна американская General Electric, подразделение итальянской Finmeccanica (Alenia Aeronautica), японская Mitsubishi Heavy Industries и более мелкие компании, чье существование прямо зависит от Boeing. Главный специалист по вопросам стратегии брокерской компании BGC Partners Говард Уилдон пояснил, что экспорт Boeing за три месяца достигает до 15% всего экспорта торгового баланса. Японская Fuji Heavy Industries заявила, что продолжительная забастовка повлияет на подразделение компании по производству аэрокосмических компонентов. «Если она продлится даже одну-две недели, мы уже ощутим ее негативное влияние», - сообщила компания. Вице-президент американской исследовательской компании Teal Group Ричард Абулафия подчеркнул, что мировые поставщики уже начинают ощущать влияние забастовки, что коснется и собственно американской экономики. «Если забастовка продлится месяц, то вы точно будете наблюдать изменения в дефиците торгового баланса, - заявил Ричард Абулафия. - Экспорт и торговля - это единственные факторы, удерживающие США от рецессии. Пассажирские реактивные самолеты являются самой важной статьей американского промышленного экспорта. Если она продлится дольше одного-двух месяцев, последствия для торгового баланса могут оказаться очень серьезными. На самом деле даже месячная забастовка уже отразится на торговых показателях. Причем забастовка ударит не только по Boeing. 70-80% любого лайнера Boeing производится внешними подрядчиками - глобальная сеть поставщиков и подрядчиков уже начала ощущать на себе эту забастовку».
|