Европейский рынок авиаперевозок ждут большие перемены. Немецкая Lufthansa объявила о покупке бельгийского авиаперевозчика Brussels Airlines. Сделка пройдет в два этапа. Сначала Lufthansa приобретет 45% акций Brussels Airlines за 65 млн евро, а через два года - остальной пакет. Общая цена будет зависеть от изменения стоимости бельгийской компании и, по данным Lufthansa, не превысит 250 млн евро. При этом Brussels Airlines останется самостоятельной компанией в рамках немецкого концерна. Покупкой бельгийской компании аппетиты Lufthansa не ограничиваются.
Глава Lufthansa Вольфганг Майрхубер настроен оптимистично и считает, что «партнеры отлично подходят друг другу». Аналитики Уве Вайнрих из UBS и Юрген Пипер из Metzler, однако, ожидают, что в среднесрочной перспективе имя Brussels Airlines может исчезнуть с бортов авиалайнеров. Brussels Airlines, в которой трудятся 3 тыс. человек, в прошлом году перевезла около 5,8 млн пассажиров, главным образом внутри Европы и в Африку. В Lufthansa в 2007 году работало более 100 тыс. человек, и компания осуществила перевозку почти 63 млн пассажиров.
Немецкий концерн также является фаворитом среди претендентов на австрийского авиаперевозчика Austrian Airlines. Продано будет почти 75% акций австрийской компании, остальное останется в собственности правительства страны. Что касается сети авиалинии и размеров, то немецкому авиаконцерну не нужны австрийцы и бельгийцы, считает эксперт по авиации Маркус Франке из Oliver Wyman. Речь идет лишь о том, чтобы усилить свои позиции в конкурентной борьбе, в том числе с Air France-KLM.
Тем временем правительство Норвегии перестало сопротивляться продаже ее доли в авиакомпании SAS. Министр Сильвия Брустад сообщила, что правительство «тщательно рассмотрит» возможную оферту в связи с необходимостью изменений в авиакомпании. Норвегии и Дании принадлежит по 14,3% акций SAS, а Швеции - 21,4%. Одним из претендентов может стать Lufthansa. Датские профсоюзы, по-видимому, перестали возражать против приватизации SAS. Правительство Швеции также не намерено противостоять продаже SAS. Аналитики в Стокгольме оценивают стоимость авиакомпании в 1,29 млрд евро. Немецкая авиакомпания, однако, отказалась комментировать слухи о своем интересе к скандинавскому авиаперевозчику.
По мнению г-на Вайнриха, само по себе приобретение SAS не слишком на руку немцам. Эти две авиакомпании так тесно сотрудничают, что их объединение вряд ли создаст дополнительный эффект синергии. Интересным для Lufthansa может стать лишь 20-процентный пакет акций Airline British Midland, принадлежащий скандинавам. Немецкий перевозчик уже владеет 30% акций британской авиакомпании и, по оценке отраслевых экспертов, хочет приобрести мажоритарный пакет Airline British Midland - главным образом из-за прав на взлет и посадку в лондонском аэропорту Хитроу. Г-н Франке, впрочем, подчеркнул, что Lufthansa «не занимается шопингом в горячке». По его словам, авиакомпания спокойно и терпеливо исследует возможности рынка. «Где предоставляется возможность и подходят рамочные условия, там глава Lufthansa Вольфганг Майрхубер совершает приобретения».
|