|
|
|
Трудовая миграция - одна из центральных тем политических дебатов практически во всех странах мира. Для одних стран она оказывается благом, в других создает проблемы. Общественное мнение относится к иммигрантам настороженно, если не откровенно негативно. А правительственные эксперты и ученые, напротив, считают, что иммиграция - это хорошо.
Международная организация по миграции (МОМ) подсчитала, что к мигрантам в настоящее время можно отнести более 190 млн. человек или 3% населения планеты.
Примерно 15-20% в этом потоке составляют нелегалы.
Причины, вынуждающие людей мигрировать, самые разные, но так или иначе они все сводятся к поиску лучшей - более спокойной, более обеспеченной - жизни.
Многие переезжают из одной страны в другую в поисках работы или лучшей зарплаты.
«Если вы посмотрите на глобальную экономику с точки зрения обычных людей, ее главный структурный недостаток - это неспособность создавать рабочие места там, где люди живут», - считает генеральный директор Международной организации труда (МОТ) Хуан Сомавиа.
Впрочем, те, кто едет собственно за работой, составляют в потоке переселенцев меньшинство. Специалисты МОМ и МОТ считают, что если считать трудовым мигрантом любого, кто так или иначе вовлечен в некую трудовую деятельность и получает за это деньги, то таковых среди иммигрантов окажется около 86 млн. человек. Учитывая высокий процент несовершеннолетних - не так уж и мало, но не большинство.
При этом, по всем оценкам, соотношение мужчин и женщин как среди мигрантов в целом, так и среди трудовых мигрантов, примерно равное.
Вы откуда и куда?
Первая 10-ка стран с самым высоким числом иммигрантов:
США - свыше 38 млн.
Россия - свыше 12 млн.
Германия - 10 млн.
Франция - 6,5 млн.
Саудовская Аравия - 6,3 млн.
Канада - 6,1 млн.
Индия - 5,7 млн.
Великобритания - 5,4 млн.
Испания - 4,8 млн.
Австралия - 4 млн.
Целью половины всех мигрантов (не только тех, кто едет за работой, но и беженцев) являются одни и те же 10 стран. Среди таких популярных направлений: Северная Америка, страны Евросоюза, Россия, Австралия.
Трудовая миграция, в отличие от общих миграционных тенденций, не обязательно идет по направлению из бедной страны в богатую. Европейцы, направляющиеся работать по контрактам в африканские страны, формально такие же трудовые мигранты.
К концу 1990-х годов выходцы из развивающихся стран составляли около 60% всех трудовых мигрантов, и их доля продолжает увеличиваться.
Правда, при этом около половины такого движения происходило внутри самих развивающихся стран. Например, рабочие переезжали из Гаити в относительно более благополучную и высокоразвитую Доминиканскую Республику или из Буркина-Фасо в Кот-д'Ивуар
Миф о краже работы и оттоке капитала
В отличие от общественного мнения, которое часто оказывается настроено по отношению к мигрантам негативно, экономисты и социологи сходятся скорее на том, что иммиграция для большинства современных стран - благо. Иммигранты стимулируют экономический рост, не способствуя при этом росту инфляции, и вносят свой вклад в решение демографических проблем.
Широко распространенные идеи о том, что иммигранты отнимают рабочие места у коренного населения, а заработанные деньги отправляют за границу, в большинстве случаев ученые склонны считать мифами.
По официальным данным в России, максимальное число иностранных рабочих (13% от общего числа) занято на строительстве. В других секторах, которые традиционно привлекают иностранцев, это число не превышает 3%.
При этом, как показывают опросы, проведенные российским Центром миграционных исследований (ЦМИ), в Москве только 13% рабочих-иммигрантов чувствуют конкуренцию за свои места. Конкуренция же с местными работниками, как говорят социологи, по сути, существует только в сфере квалифицированного труда. В целом же, большинство вакансий, занимаемых гастарбайтерами, просто не интересует местных жителей.
Что же касается «гигантских средств», которые мигранты «изымают из экономики страны», отправляя денежные переводы на родину, то большинству принимающих стран волноваться об этом должно быть даже как-то совестно.
Из России, например, по данным Всемирного банка, в 2006 году было отправлено денежными переводами за границу около 11,5 млрд. долларов. При этом, теми же переводами получено 4 млрд. И то и другое капля в море, если посмотреть, что, по данным того же Всемирного банка, ВВП России составляет 2,088 трлн. долларов.
Первая 10-ка стран-получателей денежных переводов, % к ВВП:
Таджикистан - 36,2%
Молдова - 36,2%
Тонга - 32,3%
Киргизия - 27,4%
Гондурас - 25,6%
Лесото - 24,5%
Гайана - 24,3%
Ливан - 22,8%
Гаити - 21,6%
Иордания - 20,3%
Экономисты указывают еще и на то, что труд гастарбайтеров дешев по сравнению с трудом местных рабочих. Таким образом, если подсчитать стоимость продукта, произведенного иммигрантом, и сопоставить с суммой, отправленной им на родину, получается, что производят они гораздо больше, чем получают, и уж точно больше, чем вывозят.
«По нашим данным, иммигранты посылают домой не больше половины зарплаты, - рассказывает директор Центра миграционных исследований (ЦМИ) Елена Тюрюканова о ситуации в России. - Другая половина составляет здесь платежеспособный спрос, который играет роль в экономике нашей страны. Кроме того, вообще не все иммигранты посылают домой деньги. Поэтому эта тема преувеличена».
Граждане почти всех европейских стран в той или иной степени озабочены проблемами иммиграции и, как правило, увязывают этот вопрос с собственным благополучием и безопасностью. Вопрос этот часто переносится в политическую плоскость, и, как часто бывает в таких случаях, за деревьями становится не видно леса.
В данном случае, самое опасное, как считают социологи, пытаться найти общий знаменатель для разных стран. Дело в том, что ситуация в одной стране может кардинально отличаться от ситуации в другой. Иммигранты во Франции, скажем, совершенно не похожи на иммигрантов в Германии, равно как диаметрально противоположен был и подход французских и немецких властей к проблемам миграции.
Ни специалисты МОМ, ни академические социологи не могут определить какой-то конкретный уровень присутствия иммигрантов в обществе, который бы угрожал стабильности этого общества. В каждом отдельном случае это слишком зависит от контекста: от того, кто эти иммигранты, откуда, надолго ли приехали и насколько их культура и ценности близки культуре и ценностям принимающей стороны.
Экономика демографических дыр
Часто трудовые мигранты закрывают демографические дыры. Такая ситуация характерна для многих развитых стран, в которых рождаемость в последние годы сокращается, а население стареет. Именно по этой причине в разное время делали послабления в своих миграционных законах Германия и Япония.
В этой связи показателен пример России, где сокращение трудоспособного населения идет гораздо более быстрыми темпами, чем убыль населения в целом.
«Мигранты, которые приезжают на время, вносят вклад не в увеличение численности постоянного населения, а пополняют трудовой потенциал, который был подкошен за счет провала рождаемости в начале 1990-х», - говорит Елена Тюрюканова.
До 2015 года России понадобится около 8 млн. работников, а к 2025 году страна будет нуждаться уже в 14 млн. трудоспособных людей.
«Это не прогнозы, а просто расчеты, - говорит директор ЦМИ. - Потому что дети, [которые достигнут трудоспособного возраста к 2015 году], уже родились».
Именно поэтому, считают ученые, экономика любой страны в подобной ситуации нуждается в трудовой миграции, даже если иммигранты не собираются оставаться в этой стране постоянно.
Демографическим же ресурсом можно считать только тех, кто настроен остаться жить в принимающей стране навсегда. В России, например, по данным ЦМИ, таковых примерно треть от всех иностранных работников.
Работа за границей как «дар божий»
Поставщиками рабочей силы на рынки труда являются страны, которые не могут предложить своим людям достойную работу дома.
Странам-донорам, грубо говоря, приходится балансировать между двумя крайностями: с одной стороны, окончательно не растерять всех квалифицированных граждан, а с другой, - получать от соотечественников за границей регулярные денежные вливания, которые нивелируют бедность и помогают решать массу других насущных проблем.
В то же время Всемирный банк подсчитал, что в отдельные годы суммарный объем всех денежных переводов, направляемых трудовыми мигрантами на родину, был вторым по величине источником инвестиций для этих стран.
В свою очередь, «утечка мозгов» серьезно сказалась на таких странах как Ямайка и Гана, в которых ощущается катастрофическая нехватка медицинского персонала из-за того, что большинство подготовленных в этих странах врачей уехали за границу.
В абсолютных цифрах больше всего рабочих рук на рынки поставляют две самые населенные страны планеты: Китай и Индия. В то же время, для этих стран эмиграция не является ни серьезной проблемой, ни каким-то колоссальным подспорьем бюджету.
Другое дело, скажем, Филиппины - 12-я страна по численности населения на планете. При этом около 10% населения работают за границей.
В МОМ считают, что за границей находится около 7 млн. филиппинцев. В то же время, по данным американской неправительственной организации Population Reference Bureau, в данном случае можно говорить примерно о 11 млн. человек, из которых около 3 млн. находятся за границей нелегально.
Правительство этой страны, по сути, не просто смирилось с оттоком рабочей силы, но и в какой-то степени делает на это ставку.
Для обозначения граждан, работающих за рубежом, на Филиппинах используется аббревиатура OFW (от английского Overseas Filipino Workers - буквально «филиппинские рабочие за границей»).
Первая 10-ка стран-отправителей денежных переводов в млрд. $:
США - 42,2
Саудовская Аравия - 15,6
Швейцария - 13,8
Германия - 12,3
Россия - 11,4
Испания - 11
Италия - 8,2
Люксембург - 7,5
Нидерланды - 6,7
Малайзия - 5,6
В 2001 году президент страны Глория Макапагал-Арройо ввела в обиход другой термин, переделав OFW в OFI - Overseas Filipino Investors («филиппинские инвесторы за границей»). Случилось это потому, что за неполный 2001 год, по подсчетам экономистов, благодаря денежным переводам таких вот инвесторов ВВП Филиппин вырос на 25%.
Сейчас по подсчетам Всемирного банка, на Филиппины в виде денежных переводов поступает около 17 млрд. долларов в год.
«Никогда не забывайте, что работа за границей - это дар божий. И правильно будет поделиться этим даром с соотечественниками, которые остаются дома, чтобы улучшить качество жизни на Филиппинах», - писала газета филиппинских иммигрантов в Японии, поддерживая призыв президента Арройо.
По данным Всемирного банка, в мире от денежных переводов мигрантов зависят Таджикистан и Молдавия. В обеих бывших советских республиках переводы составляют более 36% ВВП.
Немногим от них отстает Киргизия, где переводы составляют 27,4% ВВП, Гондурас - 25,6% и Лесото - 24,5%.
Вопреки расхожему мнению, для других бывших республик СССР денежные переводы из-за границы не были таким уж важным источником средств. Кроме упомянутых стран, подобные поступления были заметным источником лишь в Армении, где переводы составляли 18,3% ВВП. Например, в ВВП Грузии деньги мигрантов составляли всего лишь 6,4%, а в остальных странах и того меньше.
Так что определить, чья экономика наиболее зависима от гастарбайтеров - принимающих стран или стран-доноров - не так уж просто.
|