Начало отопительного сезона может быть сорвано в результате забастовки работников газораспределяющих компаний. От правительства требуется немедленно ликвидировать перекосы в тарифной политике.
В среду 15 октября в Украине начинается отопительный сезон. Между тем работники газораспределительных компаний (обл- и горгазов) готовятся к очередной забастовке. Если в начале августа аналогичное мероприятие проходило под стенами Кабинета министров при участии нескольких тысяч человек, то теперь никаких пикетов и митингов не будет. Газовики намерены организовать так называемую итальянскую забастовку, то есть всё делать по заведомо невыполнимым инструкциям. Существует огромное количество различных нормативных актов, детально прописывающих процедуры работы региональных газопоставляющих компаний - о порядке диагностики, обследования и ремонта газопроводов, условий допуска их к эксплуатации, о сроках и организации устранения выявленных дефектов и потенциально аварийноопасных участков труб. Такое выполнение правил обойдётся очень дорого: несколько областей могут так и не дождаться тёплых батарей.
Инициатором акции выступает Профсоюз работников газовых хозяйств Украины. «Региональные предприятия по газоснабжению и газификации прекратят снабжение всех участков, которые по действующим нормам не должны эксплуатироваться из-за угрозы для безопасности, здоровья и жизни населения», - заявил руководитель профсоюза Иван Яровой. Он подчеркнул, что газовики осуществят своё намерение, если правительство не гарантирует выполнения их требований, в частности, установления справедливого тарифа на транспортировку газа и погашение долгов перед облгазами со стороны компании НАК «Нафтогаз України» в размере полумиллиарда гривен. Эти меры, по мнению газовиков, позволят начать модернизацию газораспределительных сетей, которые сейчас находятся в аварийном состоянии. Объявив о возможной забастовке, профсоюзы пытаются снять с себя большую часть ответственности за происшествия, без чего наверняка не обойдётся нынешний отопительный сезон. И у них есть все основания для беспокойства. Так, за девять месяцев этого года количество аварий при потреблении бытового газа выросло почти вдвое в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, равно как вдвое выросло количество смертельных исходов из-за взрывов и утечки газа.
Днепропетровская трагедия, произошедшая ровно год тому назад, так и не побудила изменить подходы к управлению сегментом транспортировки и поставки газа. Первыми, на кого тогда возложили ответственность за взрыв жилого дома и гибель более двадцати человек, были сотрудники компании «Днепрогаз». Однако человеческий фактор в этом и большинстве других случаев играет второстепенную роль. Трудно нести ответственность за состояние газораспределительных сетей (ГРС), не имея возможности проводить их модернизацию. Одним из следствий днепропетровской трагедии стало заявление руководства компании «Газ Украины» (дочерняя структура НАКа) о необходимости включения в тариф на транспортировку газа инвестиционной составляющей. Прошёл год, но структура тарифа соответствующим образом изменена не была. А именно это было главным требованием газовиков во время августовской акции протеста. Благодаря ей они добились повышения тарифа на 26%, за счёт чего облгазам удалось немного поднять зарплату своим сотрудникам и приостановить отток кадров. Забастовку прекратили, поверив обещанию выполнить остальные требования профсоюзов до начала отопительного сезона. Но этого так и не произошло. Претензии газовиков вполне обоснованны: именно на них лежит ответственность за безопасность поставок топлива конечным потребителям. Инцидент в Днепропетровске чётко продемонстрировал, на кого люди в первую очередь укажут пальцем, случись подобное в будущем.
Нет денег - нет гарантий безопасности
Изношенность газораспределительных сетей сейчас превышает 60%, а десятая часть сетей, по словам Ивана Ярового, изношена полностью. В 2007 году зафиксировали 12 тыс. аварийных случаев в региональных газопроводах. По оценкам экспертов, объём недоинвестирования составляет около трёх миллиардов долларов, а существующая система тарифообразования не позволяет компенсировать этот объём. Главная проблема облгазов - дефицит денег. Эти компании не имеют доступа к непосредственному сбору платежей. Так, промышленность - наиболее платёжеспособная категория потребителей - оплачивает услуги по транспортировке не компании, которая их предоставляет, а поставщику газа («Газ Украины», «Газпром сбыт Украина»). Поставщик, в свою очередь, должен вернуть полученные деньги облгазам. Сегодня долги перед распределяющими компаниями стремительно растут, прежде всего - со стороны предприятия «Газ Украины». Обременённая текущими обязательствами по выплатам кредитов, Национальная акционерная компания «Нафтогаз України» сама испытывает колоссальный дефицит средств. И с ростом цены импортного газа эта проблема будет лишь усугубляться. При этом на облгазы возложена функция сбора денег с населения: если сегодня оно вовремя рассчитывается за потреблённый газ, то ожидаемое резкое подорожание топлива в 2009 году может привести к кризису неплатежей. Несмотря на это, госмонополист не хочет отказываться от возможности контролировать финансовые потоки региональных поставщиков газа, поскольку за их счёт отчасти решает проблему кассовых разрывов. В такой ситуации облгазы фактически превратились в заложника кредитоспособности НАКа, чьи финансовые проблемы сразу же отражаются на конечных потребителях газа.
Однако даже если бы госкомпания вовремя и в полном объёме перечисляла деньги за оказанные транспортные услуги, проблему модернизации сетей это не решило бы из-за ущербной системы выделения средств: облгазы должны направлять на модернизацию четыре процента от балансовой стоимости газораспределительных сетей, которыми они управляют. Эта система не работает, поскольку при нынешнем уровне расчётов за газ такая норма является фикцией. В 2002-2007 годах облгазы выполняли утверждённые планы по капитальному строительству и ремонту сетей в среднем на 62%. То есть в полном объёме не финансировались даже работы, необходимые для поддержания сетей в их нынешнем состоянии, не говоря уже о модернизации (замене изоляции, установке измерительных приборов и др.) и замене участков газопроводов.
Игры с тарифом
Фикцией остается и заложенная в тарифе десятипроцентная рентабельность транспортирующей организации. Это объясняется постоянными расхождениями в подсчётах составляющих тарифа между облгазами и Национальной комиссией регулирования электроэнергетики (НКРЭ). Приведём следующий пример. Затраты газораспределительных компаний на транспортировку во многом зависят от заложенной в тариф стоимости технологического газа (необходим для работы компрессоров). В течение восьми месяцев 2008 года облгазы получали от потребителя компенсацию стоимости технологического газа, рассчитанную по прошлогодним расценкам 130 долларов за тысячу кубометров (цена импортного газа - 179,50 доллара). То же касается расходов на оплату персонала. Его численность, на которую ориентируется НРКЭ, не совпадает с фактической: расхождение может составлять десятки процентов. В результате заниженная зарплатная составляющая раскидывается между большим числом работников, каждый из которых недополучает значительную часть заработка. Несвоевременное реагирование НКРЭ на изменение ценовых и количественных параметров, от которых зависит тариф, - ещё одна претензия облгазов к правительству.
Приватизация облгазов, прошедшая в 90-е (большинство предприятий акционированы и приватизированы в 1993-1996 годах), из транспортировки топлива конечным потребителям не сделала по-настоящему прибыльный бизнес. Сами компании, управляющие газопроводами, почти ничего не стоят. Основная ценность - трубопроводы, которыми они распоряжаются по договору с компанией «Газ Украины», которая, в свою очередь, арендует их у Фонда госимущества. Заработок собственника зависит от того, насколько стабильны его отношения с руководством НАК «Нафтогаз України». До сих пор источником заработка многих облгазов служило воровство на так называемых сверхнормативных потерях. И это не столько проблема ответственности собственников газораспределительных компаний (они-то видят в этом бизнес), сколько проблема регулирования сегмента. В 2006 году конфликт между НАК «Нафтогаз України» и некоторыми негосударственными облгазами привёл к инициированному госкомпанией разрыву договоров на аренду с этими структурами с последующей передачей газовых сетей в управление специально созданной для этого компании «Укргазсети». Предполагалось, что она консолидирует в своих руках управление региональными газопроводами, сделав систему расчётов за транспортировку более управляемой. По этому пути в своё время пошел российский концерн «Газпром», однако там газовые сети непосредственно принадлежат монополисту, который вкладывает в их развитие немалые деньги.
В сентябре этого года стало очевидно: НАК не готов быть главным инвестором региональных газопроводов. Министр топлива и энергетики Юрий Продан инициировал ликвидацию компании «Укргазсети».
Нужна инвестнадбавка
«Система тарифообразования в газораспределительном сегменте нуждается в пересмотре. Задача правительства - совместить желание облгазов зарабатывать с необходимостью инвестировать в инфраструктуру. Сделать это можно лишь одним путём, заложив в тариф инвестиционную составляющую, которая позволит вывести сети из аварийного состояния, а также ужесточив финансовую дисциплину (уровень платежей должен быть около 100%). После чего перейти к давно зарекомендовавшей себя системе долгосрочных тарифов: собственник инвестирует в газопроводы, потери газа при поставках снижаются, более чёткий учёт потерь позволяет экономить часть топлива», - считает директор компании «Газэкс-Украина» Виталий Демьянюк. Снижая затраты на поставку газа, газораспределительная компания этим увеличивает маржу между себестоимостью и долгосрочным тарифом. Но внедрять такую систему можно только при определённых условиях. Первое - вкладывать в сети инвестор будет лишь тогда, когда государство гарантирует его права как собственника или арендатора. Это станет возможным лишь в случае подписания прямых долгосрочных контрактов по аренде региональных газопроводов между компанией-инвестором и Фондом госимущества. НАК «Нафтогаз України» необходимо исключить из этой цепочки, поскольку налицо очевидный конфликт интересов (взаиморасчёты облгазов с госкомпанией), который может повлечь за собой новые попытки пересмотреть условия аренды.
Второе условие - долгосрочный тариф может быть эффективен при нормальном состоянии сетей, но никак не аварийном. Альтернативы включению инвестиционной надбавки в тариф в этом случае просто нет. Понятно, что затраты лягут на плечи конечного потребителя газа, но таков итог политики государства в отношении реконструкции ГРС в течение многих лет. «Инвестиционная составляющая - это возможность инвестора возвращать вложенные инвестиции. Облгаз - это транспортная компания, а не завод, где, заменив старый конвейер новым, выпускаешь больше продукции в час, одновременно экономя сырье», - говорит бывший руководитель НАК «Нафтогаз України» Евгений Бакулин. Речь идёт не столько об экономии энергоресурсов, сколько об обеспечении безопасности поставок.
Инвестнадбавка не даст газовикам возможности больше заработать (капитальные вложения в ГРС за счёт этой составляющей должно контролировать государственное ведомство, например, департамент Минтопэнерго), но они будут чувствовать себя более защищёнными.
Судя по всему, и на этот раз правительству придётся согласиться с требованиями газовиков. В противном случае ситуация рискует окончательно выйти из-под контроля. Кабинет министров должен как минимум просигнализировать газовикам, что он готов разделить с ними ответственность за состояние ГРС, ликвидировав изъяны в тарифообразовании. И только затем можно приступать к модернизации запущенного коммунального хозяйства.
|