|
|
|
Двухдневная забастовка медиков, по мнению ее участников, не должна создать ситуацию, когда больные окажутся без помощи. Так и было, тем более протест не носил массовый характер - большинство врачей и медсестер оставались на своих рабочих местах.
Как власть относится к народу, так и платит медикам
В онкологическом центре
Медики, как и обещали, объявили забастовку, чтобы привлечь внимание правительства к проблеме неадекватных зарплат в государственной системе здравоохранения. Как известно, медики пошли на крайние меры, когда не получили от власти подтверждения о пересмотре зарплат будущего года в сторону повышения.
Состоявшееся накануне забастовки, в среду, заседание Национального трехстороннего совета сотрудничества не принесло ожидаемых результатов. Ни премьер Иварс Годманис, ни министр здоровья Иварс Эглитис не нашли возможности пойти навстречу требованиям медиков о повышении зарплат.
Все «за», но на рабочих местах
Вчера, в первый день забастовки, медицинские учреждения работали в обычном режиме, только в отдельных больницах и поликлиниках отложили плановый прием пациентов до понедельника.
Так, в больнице «Гайльэзерс» нам сообщили, что поликлиника и больница работают на неотложной помощи - обслуживают тех, чье состояние вызывает угрозу жизни и здоровью, а плановое обслуживание отложено на два дня.
- Об участии в забастовке официально заявили 200 наших работников, - сообщила пресс-секретарь больницы Ивета Саксоне. - А на проблему, которая сейчас создалась в системе здравоохранения, надо смотреть глубже. Дело не в том, что врачам увеличат зарплату в два раза или вполовину. Дело в том, что из Латвии уходят мозги. Сначала мы лишились лучших учителей, теперь на очереди врачи. Латвия теряет свои идеалы, и спрашивать, сколько надо заплатить врачу, так же, как мы спрашиваем, сколько стоит колбаса, неэтично.
В Онкологическом центре сообщили, что визиты пациентов, которые были назначены на четверг и пятницу, перенесены на следующую неделю, но все больные, которые поступали в приемное отделение, получили места в больнице.
Коллектив Клинической университетской больницы Страдыня вчера работал по полной программе. Как пояснила пресс-секретарь учреждения Анта Буша, профсоюз больницы проголосовал за требования бастующих, но работники больницы работу не прекратили ни на час:
- Наши медики тоже считают, что надо повышать зарплату, но мы дали клятву Гиппократа и не можем отказать людям во врачебной помощи. Ведь больница у нас республиканская и к нам едут со всех концов страны.
Кстати, руководство больницы нашло средства, чтобы самим частично материально стимулировать персонал. Медработники больницы в следующем году получат прибавку к жалованью в среднем 100 латов, а врачи - в зависимости от категории.
«Скорая помощь» особо страдает от стесненных финансовых средств, потому что люди по привычке лечатся «скорой помощью» - вызывают неотложку, когда совсем плохо, а не дожидаются месяцами и неделями визита к специалисту. Вчера на Рижской станции скорой помощи отметили большее по сравнению с обычными днями количество звонков.
В поликлинике «Веселибас намс 5» в Старой Риге прием проходил как обычно. В вестибюле, тесно друг к другу, стояли детские коляски, в коридорах раздавались голоса малышей.
Председатель общества больниц Евгений Калейс заметил, что забастовка - больше дело профсоюза, а не профессиональной организации, и кто работает в больницах, должен работать. Повышение зарплат больше касается медсестер - у них плохи дела в бизнесе. Действительно, в стране не хватает 5- 6 тысяч медсестер, а зарплата у них 300- 380 латов на бумаге.
За здоровье надо платить
Интересно, что забастовка медиков проходит осенью - как раз в период, когда в лечебных учреждениях заканчиваются государственные страховые деньги.
Табличка «Уважаемые пациенты! В связи с тем, что закончились выделенные государством средства, в ноябре и декабре медицинские услуги будут оказывать за плату пациентов». Мы поинтересовались в поликлинике «Веселибас центрс Плявниеки», что это означает. Что врачи не будут давать направления на плановые операции - или что плата за визит к семейному врачу (50 сантимов) и к специалисту (2 лата) вырастет в десять, а то и более раз? К сожалению, в поликлинике нам не захотели отвечать. Равно как мы не смогли узнать о степени участия медперсонала в забастовке.
В Железнодорожной поликлинике, где в регистратуре тоже предупреждают пациентов о прекращении страховых услуг, нам разъяснили, в чем дело.
- Госагентство обязательного страхования здоровья VOAVA выделяет определенное количество средств, которые мы должны планомерно расходовать в течение года, - пояснил член правления Железнодорожной поликлиники Мартиньш Силиньш. - Но бывает, когда квоты израсходованы, то на прием к специалистам, лабораторное исследование, рентген людей записывают на две недели или месяц вперед - или вступает вариант страховых полисов или платного обслуживания. Но беременные и хронические больные в любом случае получают врачебные консультации по социальному страхованию. В критических ситуациях может быть сокращен объем обслуживания, но не прекращен. Персонал поликлиники в забастовке не участвовал.
Председатель профсоюза медицинских и социальных работников Валдис Керис накануне забастовки медиков призывал население не остаться в стороне от требований своих врачей и медсестер и поддержать их, сообщив свое мнение в Сейм и министерство здоровья. «Ведь то, что государство недоплатит медикам, придется платить пациентам», - аргументировал свою позицию профсоюзный лидер.
И хотя такое обращение к народу, возможно, звучит пафосно, не надо исключать вероятности, что в конце концов пациенты последуют приглашению активиста. Если страховая медицина сузит круг покрываемых государством услуг и перестанет отличаться от платной.
|