Непрекращающиеся протесты сельскохозяйственных рабочих, издольщиков и мелких фермеров вынудили Tata Motors отказаться от планов размещения производства дешевых автомобилей Nano на обрабатываемых землях в Сингуре (Западная Бенгалия) вблизи Калькутты, захваченных два года назад правительством штата. 7 октября, при продолжающейся блокаде незаконченного строительства в Сингуре, Tata Motors подписала соглашение с правительством штата Гужарат (одного из двенадцати штатов, конкурировавших за этот проект) о размещении производства на участке вблизи Ахмедабада.
Массовые протесты были наспех организованы партией «Конгресс Трайнамул», которая в своих политических интересах оседлала волну примитивного анти-индустриализма в тот момент, когда строительство завода приближалось к своему завершению. Однако, начиная с мая 2006, года сельскохозяйственные рабочие, издольщики и мелкие фермеры сопротивляются плану местного правительства «Левого Фронта», по которому около 6 000 бедных семей предполагается выселить с 420 гектаров обрабатываемой земли и отдать ее под производство сверхдешевого «народного автомобиля». Правительство, со своей стороны, сразу же заклеймило низовых лидеров протестов – в том числе входящий в IUF профсоюз сельскохозяйственных рабочих PBKMS – как агентов американского империализма. Эти клеветнические нападки становились все более резкими по мере того, как движение показывало свою силу и способность к мобилизации перед лицом масштабных репрессий.
В конечном счете, Tata отказалась от планов производства Nano в Западной Бенгалии, но не в Сингуре. Борьба продолжается, и важно внести в это дело полную ясность.
Ни PBKMS, ни его союзники по профдвижению, ни широкий по своей базе (и строго непартийный) Комитет по спасению обрабатываемых земель – а именно эти группы организовали массовое сопротивление - не выступают против промышленности как таковой. Все они признают жизненную необходимость индустриализации и создания рабочих мест в промышленности. Проблемы, вокруг которых развернулась борьба, касаются демократии, прозрачности и защиты сельского хозяйства и источников существования сельских жителей. Когда Tata определенно заявила, что уходит из Сингура, у нее не было недостатка в предложениях от правительств других конкурирующих между собой штатов.
Это доказало правоту граждан Сингура, которые с самого начала утверждали: не составляет проблемы найти место для производства автомобилей без того, чтобы разрушать обрабатываемые земли и лишать источников существования десятки тысяч людей. Tata затребовала и получила 420 гектаров, хотя для завода требуется только десятая часть этой площади. Если на заводе работало бы 2 000 рабочих, то потерять свою землю и источники существования все еще рискуют многие тысячи людей – сельскохозяйственные рабочие, маргинальные крестьяне, издольщики, кустари и другие сельские работники.
Tata все еще удерживает землю, которую она арендовала за ничтожную сумму, составляющую малую толику того, что она платит в Гужарате. Правительство Западной Бенгалии, со своей стороны, настаивает на том, что эта земля должна использоваться для промышленных нужд. Свои планы оно оправдывает тем, что некоторое число фермеров получило финансовую компенсацию.
Таким образом, сельская беднота Сингура продолжает борьбу за справедливость.
Фермеры, владеющие около 40% захваченной для Tata земли, по-прежнему отвергают проект индустриализации данной территории и отказываются от компенсаций. Предложенные властями компенсационные схемы для издольщиков и безземельных сельскохозяйственных рабочих, большинство из которых женщины, до смешного неадекватны. Кроме того нужно восстановить для сельскохозяйственного производства землю, на которой уже начато промышленное строительство. Неотложной задачей является также защита обрабатываемой земли от загрязнения промышленными отходами.
Борьба в Сингуре открывает уникальную возможность для демократических переговоров по определению условий использования обрабатываемой земли. На повестке дня стоит вопрос: будет ли эта земля использоваться как общественное благо, с целью защиты прав (в том числе права на питание), или же во главу угла будет поставлена защита прибылей для немногих. Исторически, для того чтобы дать простор промышленности и агробизнесу, мелкие производители и безземельные крестьяне безжалостно уничтожались, становились жертвами огораживаний и экспроприировались. Теперь в Сингуре появилась возможность демократической альтернативы.
Чтобы убедить правительство поддержать эту альтернативу, 14-15 октября делегация из Сингура, включающая представителей PBKMS, встретится с президентом и премьер-министром Индии. PBKMS и Комитет по спасению обрабатываемых земель требуют:
· вернуть фермерам, отказывающимся от компенсаций, всю отобранную у них землю и восстановить ее плодородность
· выплатить издольщикам и безземельным сельским рабочим достойную компенсацию за утрату земли и источников существования
· обеспечить защиту плодородной сельскохозяйственной земли в Сингуре и соседних районах.
|